Агапова Нина Федоровна

Агапова Нина Федоровна
1953 Застава в горах
1956 Как он лгал ее мужу
1955 Доброе утро
1957 К Черному морю
1959 Неподдающиеся
1960 Время летних отпусков
1961 Воскресение
1961 Чужой бумажник
1962 713-й просит посадку
1962 Цепная реакция
1965 Дайте жалобную книгу
1965 Чистые пруды
1965 От семи до двенадцати
1967 Дядюшкин сон
1968 Урок литературы
1969 Неподсуден
1971 Корона Российской империи, или Снова неуловимые
1972 Старики-разбойники
1973 Человек в штатском
1974 Нейлон 100%
1974 Чудо с косичками
1977 Ты иногда вспоминай
1979 Сцены из семейной жизни
1982 Берегите мужчин!
1982 Не хочу быть взрослым
1983 Тайна Черных дроздов
1984 Герой ее романа
1984 Нам не дано предугадать
1984 Человек-невидимка
1987 Ссуда на брак
1991 Графиня
1993 Свистун
1994 Частная история
1995 Любить по-русски
1997 Все то, о чем мы так долго мечтали
2000 Зависть богов
2001 Следствие ведут знатоки. Дело №24. Пуд золота
Заслуженная артистка РСФСР (1987)

Детство

Её родители были родом из одной деревни, из-под Коломны, они рано приехали в Москву на заработки. Мать устроилась в 14 лет на ткацкую фабрику, отец торговал в частном магазине. Отец умер в августе 45-го от туберкулеза.

Нина была артистичной и обладала прекрасным голосом. В 15 лет, в самый разгар войны, она поступила в русский народный хор имени Яркова и исколесила с ним всю страну. Выступала на Дальнем Востоке, в Азии, в Крыму и даже на Карельском фронте, где артистов возили на передовую на телегах, чтобы не создавать шума. В хоре Нина Агапова "дослужилась" до солистки, и ей доверили главную роль Невесты в театрализованном представлении "Русская свадьба". Но роль ей не нравилась, потому что приходилось выдавать громкий плач, а плакать Нина не любила. Её влекла стихия юмора, озорства, хотелось смешить и дурачиться. Тогда она ещё не понимала своей природы, не осознавала своего артистизма и искренне удивлялась, когда директора тех клубов, в которых выступал хор, подходили к ней после концертов и говорили: "Девушка, Вам надо учиться".

Юность

В послевоенные годы молодёжь закружил вихрь кинематографа. Многие бегали на "Мосфильм" сниматься в массовках. Нину тоже увлекла работа в кино, но серьёзно своё увлечение она не воспринимала. Пока однажды на съёмках фильма "Человек №217" ассистент режиссёра Викторов не посоветовал девушке задуматься об актёрском будущем. Она решила поступать во ВГИК.

С работы её отпускать не хотели, но Нину было не остановить. Она подала документы и стала готовиться к экзаменам. Агапову привели к знаменитому режиссёру немого кино Юрию Таричу. Тот прослушал её и остался доволен: "Думал, приведут опять какую-нибудь фуфу... Все же бредят актёрской профессией". Тарич отметил, что у девушки органическое сочетание таланта комедийного с драматическим, и стал готовить с ней отрывки из "Женитьбы" (в образе Агафьи Тихоновны) и "Молодой гвардии" - Любку Шевцову. На вступительном экзамене Сергей Юткевич понял, что с Ниной занимался профессионал и попросил показать что-нибудь от себя. Она прочла отрывок из "Графа Нулина".

Курс был уникальным, актёрско-режиссёрским. Юткевич основной упор делал, конечно, на режиссуру, азы которой постигали Басов, Чухрай, Чхеидзе, Абуладзе, Мельников. Актёров почти не замечали, говорили: "Зачем ломать природу? Какие вы есть, такими и оставайтесь!" Тем не менее, несмотря на природу, студентов начали потихоньку отсеивать. Каждый год. Выгнали даже Тенгиза Абуладзе.

На третьем курсе очередь дошла до Агаповой - педагог Иосиф Рапопорт попросту отказался с ней заниматься. Нина огорчилась и окончательно замкнулась. За студентку вступились ассистенты и преподаватель пантомимы Александр Румнев. Они сами стали заниматься с ней и помогли благополучно доучиться до конца, хотя психологически девушке было очень тяжело. Она чувствовала, что вокруг неё что-то происходит, кому-то она не по душе. Педагог по движению ставил ей на зачёте четвёрку и шептал: "Извините, больше не могу..." Кто плёл интриги, кому это было надо - она не стала выяснять, а теперь это и не важно.

В дипломном спектакле "Человек с ружьем" (1951) Агапова играла Надежду, жену Шадрина. Её ни разу не поправили, а Рапопорт подошёл и извинился за прошлое. Нина, конечно, простила все обиды, но порог ВГИКа с тех пор не переступила ни разу. Камень на сердце, всё же, остался.

Театр-студия киноактера

Сегодня Нина Фёдоровна считает, что зря пошла в кинематографический вуз. Надо было поступать в Вахтанговскую школу - это её стихия, её природа. Она и в кино-то ничего особенного не сделала, несмотря на добрую сотню ролей. Истинное наслаждение принесла работа только в Театре-студии киноактёра, куда Агапову приняли по окончании ВГИКа.

Театр киноактёра был переполнен, несмотря на то, что на его сцене работали единицы - остальные либо снимались, либо просто не хотели играть в спектаклях. Но так как выпускников ВГИКа театр был обязан принять, дирекция вынесла своеобразное решение: брать только тех, у кого в дипломе пятёрка по мастерству, взамен - увольнять столько же актёров из штата. В тот год отличников было пятеро, в тои числе и Нина Агапова. Их приняли.

Новички, по традиции, долгое время ничего не делали, нигде не играли и не снимались. Затем - и того хуже - театр закрыли. Как говорилось в приказе, "в целях улучшения работы актёров кино". Кто-то уехал в Германию, в военный театр, остальные сидели без работы в Москве. И это - в самом расцвете сил, молодости и энергии! Многие тогда сдали профессионально.

Через пару лет Театр киноактёра открылся вновь. Агапова стала выступать в капустниках, которые продолжали традиции знаменитой "Синей птички" Драгунского. Там-то на неё и обратили внимание и даже, как это не смешно, повысили категорию. Эраст Гарин пригласил молодую актрису на роль Хозяйки в спектакль "Обыкновенное чудо". Задача была не из лёгких - роль главная, да ещё и лирическая, опыта мало, но всё же начало было положено. А когда в Театре киноактёра появился знаменитый на всю Москву администратор Игорь Нежный, Агапову ввели в водевиль "Беда от нежного сердца". Тут актриса окунулась в свою стихию и, наконец, смогла заявить о себе в полную силу. Последовали премьера за премьерой: "Восемь женщин", "Да здравствуют дамы!", "Бабий бунт", "День отъезда, день приезда", "Комедия ошибок", "Ах, сердце!", где Агапова сыграла сразу четыре роли.

Но самой значительной работой Нины Фёдоровны в театре стала главная роль в первом мюзикле, поставленном на московской сцене. Это был 1965 год. Мюзикл "Целуй меня, Кэт" композитора Кола Портера с успехом шёл на Бродвее, и вот на его постановку решился режиссёр Давид Ливнев. Само собой, столь откровенное название было неприемлемо для столичного театра, поэтому целомудренное руководство переименовало пьесу в нейтральное "Опять премьера". В спектакле были довольно сложные вокальные партии, но драматические актёры показывали настоящие чудеса, а Нина Агапова была просто великолепна. Критика буквально захлебнулась от восторга, а Людмила Гурченко в одном из интервью восторженно отзывались о совместной работе "с такими непревзойдёнными мастерами сцены, как Сергей Мартинсон и Нина Агапова".

Кино

Кино не использовало и десятую часть её дарования. Опять же, виновного здесь не найдёшь, да и разве это важно.

С одной стороны - режиссёров смущала внешность актрисы. Нина Агапова - красивая женщина, где-то даже с западными чертами лица. Такой не доверишь сыграть крестьянку, рабочую, да и просто советскую девушку. Вот и возникли ряды вышколенных секретарш, баронесс, аристократок, американок-англичанок-немок, строгих врачей и истеричных администраторш. В советском кинематографе такие героини не могли быть в центре внимания, поэтому Нина Агапова, в основном, присутствовала на втором плане.

С другой стороны всплывало несоответствие её яркого комедийного дарования с той же внешностью. Хрупкая и стройная, она не могла соревноваться с теми же толстушками, если речь заходила о характерной роли.

Эльдар Рязанов долго не мог сделать выбор между Ниной Агаповой и Людмилой Ивановой на роль Шурочки в "Служебном романе". Пробы были одинаково хороши, но в итоге он склонился к последней. Согласитесь, зная творчество Агаповой, трудно себе представить её в образе полной идиотки. А оказывается, это её конёк. Она очень любит играть дурочек и успешно это демонстрирует сегодня на сцене, работая в труппе "Блуждающие звёзды". Но и здесь актрисе приходится подкладывать толщинки, увеличивать объём груди и талии "для пущей убедительности".

Впервые Нина Агапова снялась в большой роли в 1953 году. Это был фильм Андрея Фролова "Доброе утро". Картина стала лидером кинопроката и вскоре была благополучно забыта всеми. Но тогда, в период малокартинья, приглашение на съёмки становилось событием для каждого артиста. Нина оставила маленького сынишку на бабушку и отправилась в экспедицию.

Следующую приличную роль пришлось ждать почти десять лет. Ею стала хамоватая Зинаида в комедии Рязанова "Дайте жалобную книгу". Героиня Агаповой появлялась за стойкой буфета грязного, замызганного ресторана "Одуванчик" и являла собой воплощение мощи советского общепита, всей этой братии, имя которой - сфера торгового обслуживания. И совершенно естественными выглядели манипуляции Зинаиды, связанные с разбавлением спиртных напитков водой. В 1964 году, когда об этом только догадывались, но вслух не говорили, зритель хохотал от души.

В павильоне, изображавшем пресловутый "Одуванчик", Нину Агапову окружали прекрасные актёры: Анатолий Папанов, Рина Зелёная, Лариса Голубкина, Олег Борисов, Татьяна Гаврилова, Георгий Вицин, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Тусузов. Сцены в ресторане стали большим плюсом фильма. Эльдар Рязанов создавал на съёмках максимум комфорта для своих артистов, что неизменно шло на пользу общего дела. Эту работу Агапова вспоминает с особой теплотой. А потом опять пошла "мелочь".

В общем, творческая судьба киноактрисы Нины Агаповой оказалась связана с эпизодом. Можно долго рассуждать на тему, что "сыграть эпизод намного труднее, чем главную роль" - это и так ясно всем, кто мало-мальски знаком с актёрским делом. Лучше лишний раз посмотреть, как работает Нина Фёдоровна в эти считанные минуты, а порой секунды, на экране. Как органичны, убедительны и темпераментны её героини: фрау Ауфбаум ("Щит и меч"), американка с попугаем ("Корона Российской империи"), смотрительница музея ("Старики-разбойники"), солистка театра "Колумб" ("12 стульев"), тётушка Сима ("Нейлон 100%"), миссис Гриффит ("Тайна Чёрных дроздов"), хозяйка гостиницы мисс Холл ("Человек-невидимка"), Анна Александровна ("Любить по-русски"). И когда у Агаповой появляется возможность сыграть одну из главных ролей, она вкладывает в неё всё мастерство по-настоящему мудрой, синтетической актрисы. Достаточно назвать такие разные образы, как тренер в "Чуде с косичками", колдунья Мясекай в сказке "Всадник на золотом коне" и Нина Ивановна в ленте "Ты иногда вспоминай".

Снимается Нина Фёдоровна и сегодня. Постперестроечный кинематограф не забыл одну из лучших своих актрис, не выкинул её за борт. Причём, на счету Агаповой роли как в так называемом народном кино ("Любить по-русски"), так и в коммерческом ("Всё то, о чём мы так долго мечтали") и даже в сериалах (в "Самозванцах" актриса сыграла уморительно смешную роль врача, помешанного на "мыльных операх").

Семейная жизнь

Мужем Нины Агаповой был замечательный оператор Сергей Полуянов. Он увидел Нину на вступительных экзаменах в институте кинематографии и сразу влюбился. Их познакомили, и Полуянов больше не мог думать ни о ком, кроме неё. Когда Сергея спрашивали: "Тебе кто из них нравится?" и указывали на галерею портретов кинозвёзд, он, шутя, отвечал: "Её здесь нет".

Сергей Полуянов снял такие блистательные картины, как "Борец и клоун", "Чистое небо", "Жили-были старик со старухой", "Золотой телёнок", "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть!", "Спортлото-82". Лишь однажды ему удалось поработать со своей женой - в "Двенадцати стульях". На сцене театра "Колумб" героиня Нины Агаповой пела "Шумел камыш, деревья гнулись" на французском языке. Кстати, для этого эпизода актриса брала уроки французского у внучки Станиславского - в кинематографе тех лет всё должно было выглядеть на высшем уровне!

Сергей Сергеевич умер в 1983 году, не дожив до шестидесяти лет. В середине 90-х ушёл из жизни сын Нины Фёдоровны, Саша. Он, как и отец, закончил операторский факультет, но по своей энергии, неугомонности, остроте восприятия жизни, не мог подолгу заниматься одним делом. Сменив массу занятий, Александр увлёкся бизнесом. Но в конце концов не выдержал того ритма, который взял...

Заключение

К тому времени Нина Фёдоровна уже оставила Театр киноактёра. Её последними ролями на этой сцене стали искрящаяся Юлия-Джули в "Тени" и эксцентричная переводчица в "Ссуде на брак". Перед уходом получила звание заслуженной артистки РСФСР, на которое театр подавал неоднократно. Но и на этот раз не обошлось без сюрприза - всем на удивление из Верховного Совета пришло распоряжение, в котором требовали собрать все рецензии на сценические работы Агаповой. Нина Фёдоровна порылась в старых папках, коробках, извлекла из домашнего архива газетные и журнальные вырезки и всё отдала. Назад, разумеется, ничего не вернулось, но звание, всё же, дали. Несмотря на то, что и в этом вопросе кто-то старался помешать.

Оставив театр, Нина Фёдоровна почувствовала облегчение, настоящую радость. Теперь она свободна! Природа, книги, друзья... Но тут случилась трагедия с сыном, и все земные прелести ушли в тень. Необходимо было отвлечься от горьких мыслей, немедленно переключиться на что-то другое. И тут в жизнь актрисы ворвался энергичный мейерхольдовец Даниил Сагал.

Кумир молодёжи 30-х годов, ученик Всеволода Мейерхольда, бывший премьер театра Советской армии, Даниил Львович Сагал к тому времени мог бы стать героем передачи "Забытые имена". Он давно не снимался в кино, его не помнили ни зрители, ни журналисты, ни даже многие коллеги. Но сам актёр так не считал. А главное, он совершенно не мог сидеть без дела. В свои 84 года Сагал мечтал создать театр старых мастеров и играть пьесы, наподобие "Соло для часов с боем". Но сначала Даниил Львович решил рискнуть, что называется, малыми силами - выйти на публику со спектаклем на двоих. Он взял старую, неоднократно инсценированную, пьесу Коубэрна "Игра в джин" и стал искать партнёршу. Пересмотрел массу актрис и почти разочаровался. И вдруг вышел на Нину Агапову. Они начали репетировать.

Спектакль собрал довольно тёплую прессу. В период всеобщей вакханалии и неразберихи, в период "повсеместной театрализации", когда в одной только Москве появилось более двухсот коллективов, претендующих на громкое имя "Театр", спектакль Сагала и Агаповой просуществовал два года. На фестивале "Созвездие" в Ярославле они играли его на сцене местного театрального училища, одного из старейших в России. Зрители устроили артистам настоящую овацию, аплодируя стоя почти четверть часа.

Один из театральных критиков справедливо подметил тогда, что актёры молодели на сцене и в конце спектакля даже танцевали. В эти минуты хотелось верить, что мечты Даниила Сагала о театре стариков обязательно сбудутся. Но, как показало время, они так и остались мечтами. Не потому что автор этой идеи сидел, сложа руки. Сагала надо знать - по гороскопу это взрывоопасная смесь Скорпиона и Петуха! На репетициях Нина Фёдоровна, порой, не знала, куда от него скрыться. С такой же бешенной энергией он носился по всевозможным инстанциям, собирал какие-то справки, приставал к предполагаемым спонсорам, но всё - безрезультатно.

Зато Нина Агапова не смогла расстаться со сценой во второй раз. Вскоре она вошла в труппу под звучным названием "Блуждающие звёзды", которым руководит молодой актёр и режиссёр Павел Тихомиров. Труппа, действительно, блуждает - спектакли играют в различных Домах творчества. Нина Фёдоровна занята в четырёх спектаклях. Играет Островского, Есенина, в детской сказке и эксцентрической феерии по произведениям писателей-юмористов. Здесь она снова поёт и с удовольствием вспоминает, как Борис Андреев в день, когда Агапову принимали в Театр-студию киноактёра, громогласно заявил: "Поздравляю коллектив с замечательным вокальным приобретением!", а потом неоднократно басил ей в ухо: "Агапова, тебе надо в оперетту!"

Нина Фёдоровна не ушла в оперетту, о чём, конечно же, не раз жалела. Она осталась драматической актрисой. Она - человек одной привязанности. Однолюб. Может, это и не очень хорошо, может, однажды надо всё круто изменить в своей жизни. Но Агапова не такая. Она ранимый, нерешительный, вечно сомневающийся в себе художник, но художник крепкий, высокопрофессиональный. Поэтому отдыхать ей не дадут никогда.


Другие актеры: