Цесарская Эмма Владимировна

Цесарская Эмма Владимировна
1927 Бабы рязанские
1928 Светлый город
1929 Ее путь
1930 Тихий Дон
1930 Иуда
1931 Две матери
1933 Одна радость
1933 Изменник родины
1934 Восстание рыбаков
1935 Любовь и ненависть
1935 Вражьи тропы
1937 Дочь Родины
1939 Шуми, городок
1939 Девушка с характером
1940 Бабы
1941 Богдан Хмельницкий
1946 Освобожденная земля
1952 Майская ночь, или Утопленница
1958 Тревожная ночь
1959 На диком бреге Иртыша
1960 Из Лебяжьего сообщают - короткометражный
1961 Нахалёнок
1961 Високосный год
1963 Когда казаки плачут - короткометражный
1965 Спящий лев


Заслуженная артистка РСФСР (1935)

Первые роли в кино

Эмма Цесарская родилась 3 июня 1909 года на Украине в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровске). В шестнадцатилетнем возрасте Эмма поступила в киношколу имени Б.В. Чайковского. А в 18 лет начинающая актриса дебютировала на экране ролью Василисы в фильме Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» - одном из самых значительных фильмов советского немого кинематографа. Актриса создала образ крестьянки, протестующей против унизительных пережитков старого быта, защищающей свое женское достоинство.

Еще одной удачей молодой актрисы стала роль Прасковьи в картине Дмитрия Познанского и Александра Штрижак-Штейнера «Ее путь» (известной на Западе как «Казачка и большевик»). Ее героиня, страстная девушка из крестьянской семьи, потеряв мужа, влюбляется в командира красного отряда, а после его гибели, заменяет любимого в строю.

Надо сказать, что работы Цесарской стали для молодого советского кинематографа настоящим открытием. Она переломила поток жеманных, безвольных героинь немого кино, что вполне соответствовало бурному времени конца 20-х.

Аксинья

В конце 20-х Михаил Шолохов написал первые три тома романа «Тихий Дон». Сразу после этого режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов принялись за экранизацию романа. На главную женскую роль Аксиньи была без проб (еще за 9 месяцев до начала съемок) утверждена Эмма Цесарская. Выбор оправдался в полной мере. Аксинья в исполнении Цесарской вышла темпераментной, обаятельной, полной жизни. После выхода фильма на экраны ни у кого из зрителей не было сомнений, что Эмма Цесарская – настоящая донская казачка. В восторге от игры актрисы был и сам Шолохов, а западная пресса называла Цесарскую гордостью Советского Союза.

Однако картину постигла нелегкая судьба. Она подверглась жесточайшей критике, а Преображенскую и Правова исключили из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «За обслуживание вкусов мелкобуржуазного зрителя». Больше года фильм пролежал «на полке», и только вмешательство Шолохова, вернувшегося из заграничной командировки, спасло картину.

30-е годы

В первой половине 30-х Эмма Цесарская снялась еще в ряде фильмов: в психологической драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Одна радость» (Евгения Яковлевна), в драме Михаила Доллера «Восстание рыбаков» (жена Неера), в социальной драме Альберта Гендельштейна «Любовь и ненависть» (шахтерская вдова Василиса, ставшая предводительницей «бабьего бунта»), в драме Ивана Правова и Ольги Преображенской «Вражьи тропы» (батрачка Фешка Сурова) и других.

К середине 30-х Эмма Цесарская была невероятно популярна. Ее с полным правом можно назвать первой звездой советского кинематографа. Имя актрисы было известно и далеко за рубежом. В 1934 году кинопродюсеры трёх стран - Германии, Франции и Англии - официально пригласили Эмму Цесарскую на роль Грушеньки в совместной постановке «Братьев Карамазовых». По их мнению, Цесарская была единственной актрисой, способной в полной мере воплотить этот образ на экране. Гонорар за работу обещался огромный, но актрисе пришлось отказаться из-за запрета последовавшего «сверху». Таковы были времена…

Поворот в судьбе

Все изменилось в жизни Эммы Цесарской 23 марта 1937 года. В тот день был арестован ее муж Макс Осипович Станиславский. Долгие годы Цесарская не знала о его судьбе, лишь в 1959 году она получила документы о том, что ее муж был расстрелян в июне 1937-го.

После ареста все имущество было конфисковано, о работе в кино Цесарской пришлось забыть. Ей даже не дали закончить работу в картине режиссера Владимира Корш-Саблина «Дочь Родины», взяв на ее роль другую актрису. В течение года, день за днем, Эмма Владимировна, сидя дома, вздрагивала от шагов на лестничной площадке, ожидая, что пришли за ней. Она боялась не за себя – за годовалого сына.

В этот тяжелый момент Эмму Цесарскую поддержал Михаил Шолохов. Благодаря его заступничеству актрисе вернули жилье и дали возможность вернуться в кино: сыграть роль жены военного командира в картине Константина Юдина «Девушка с характером». Когда актриса явилась на съемочную площадку, Юдин робко спросил: «Эмма, вас можно снимать?».

До начала войны Цесарская помимо «Девушки с характером» снялась еще в трех картинах, играя роли второго плана. Вновь ее героинями были целеустремленные, энергичные женщины, но каких сил ей это стоило, знала только она сама. Позже Эмма Владимировна признавалась: «Эти картины давались мне нелегко, я изображала жизнерадостных и сильных героинь, но все это было таким далёким от моей жизни! Я работала, чтобы совершенствоваться в своей любимой профессии, и думала о том, что обязана вырастить и воспитать сына».

Дальнейшая судьба

В 1944 году Эмма Цесарская была зачислена в штат Театра-студии киноактёра, где проработала до 1963 года. В кино она снималась очень редко, и ее уделом оставались роли второго плана. В 50-е годы она сыграла своячницу в картине Александра Роу «Майская ночь, или утопленница» и Лаврову в драме Ефима Арона «На диком бреге Иртыша», в 60-е – промелькнула в фильмах: «Спящий лев» (буфетчица Анна Ивановна), «Нахалёнок» (попадья), «Високосный год» (Надежда Борташевич). Единственной главной ролью актрисы стала Дарья в короткометражке Евгения Моргунова «Когда казаки плачут» (1963).

Цесарской очень хотелось сыграть в кино что-нибудь значительное. Когда в конце 50-х она узнала, что Сергей Герасимов собирается экранизировать «Тихий Дон», она пришла к нему в надежде вновь сыграть Аксинью. Герасимов поступил с ней жестко: подвел актрису к зеркалу, и она без слов все поняла…

С середины 60-х Эмма Цесарская в кино не снималась. Она умерла 28 февраля 1990 года. Похоронена на 1-м участке Донского кладбища Москвы.


Другие актеры: