Феклистов Александр Васильевич

Феклистов Александр Васильевич
1984 Отряд
1984 Соучастники
1984 Лучшая дорога нашей жизни
1985 Перед самим собой
1985 Странная история доктора
1985 Батальоны просят огня
1986 Плюмбум, или Опасная игра
1987 Шура и Просвирняк
1987 Сад желаний
1988 Стукач
1988 Эти... три верные карты...
1988 Отцы
1989 Процесс
1989 Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным
1989 Любовь с привилегиями
1990 Сломанный свет
1990 Последняя осень
1990 Уроки в конце весны
1991 Ближний круг
1991 Красный остров
1991 Анна Карамазофф
1992 Сталин
1992 Завтра или ядерная принцесса
1992 Прорва
1992 Луна-парк
1992 Кооператив "Политбюро", или Будет долгим прощанье
1993 Дети чугунных богов
1993 Вишневый сад
1993 Русский регтайм
1993 Год собаки
1994 Подмосковные вечера
1995 Человек за ширмой - телеспектакль
1995 Петербургские тайны - сериал
1995 Грибоедовский вальс
1995 Завтра. Любовь в запретной зоне
1996 Короли российского сыска
1998 На ножах - сериал
1999 Досье детектива Дубровского - сериал
1999 День рождения Буржуя
2000 Подозрение
2000 Любовь до гроба
2000 Зависть богов
2000 В августе сорок четвертого
2001 Развязка петербургских тайн - сериал
2001 Лавина
2001 Пятый угол - сериал
2002 Упасть вверх
2003 Бульварный переплет
2003 Каменская-3: Стилист
2004 Каменская-3. Седьмая жертва
2004 Легенда о Кощее
2005 Звезда эпохи
2005 Полный вперед! - сериал
2006 Алмазы на десерт
2006 Танкер танго
2007 Снегурочка для взрослого сына
2007 На крыше мира
2007 На пути к сердцу - сериал
Лауреат Приза «Хрустальная роза-93» (за роль в спектакле «Нижинский»)
Лауреат Премии имени И.М.Смоктуновского (1995, за театральные работы)

Детство. Учеба

Александр Феклистов родился 7 декабря 1955 года в Ленинграде. Он рос обычным озорным мальчишкой, который все время мечтал о… театре! Именно поэтому уже в начале 70-х грезивший о сказке, о кукольном театре и не знавший об издержках театрального процесса еще молодой Саша Феклистов пришел в студию Вячеслава Спесивцева, где проработал целых шесть лет.

После ухода от Вячеслава Спесивцева, у Александра Феклистова наступил период под названием "приходите завтра". Феклистов был отвергнут всеми театральными институтами Москвы, хотя обладал уже каким-то опытом, ведь не со школьной скамьи решил поступать в театральный: успел наиграться в театре у Спесивцева. Через год только удалось поступить в Школу-студию МХАТа на курс Олега Ефремова. Это Судьба! Педагогом по мастерству актера был Андрей Мягков.

Учеба в Школе-студии МХАТа - воплощение традиции, куда с Ефремовым вошла еще и атмосфера "Современника", казалась молодому артисту анахронизмом. В молодости хочется все изменить, переделать, о чем сейчас артист вспоминает с иронией. Но об этом никто почему-то не хочет помнить, сурово хмурясь и пресекая вольномыслие в корне. Вот и Ефремов сдерживал юношеские стремления к реформам безапелляционной фразой: "Вы сначала Розова научитесь играть".

Сейчас Феклистов считает, что Ефремов был прав - всегда нужна крепкая профессиональная база, на основе которой можно экспериментировать сколько заблагорассудится. Важно только, чтобы реализм не превратился в монстра - все захватывающий штамп, который заставляет забыть, что в искусстве все же должно присутствовать иррациональное. Это-то, как раз, и было в Александре Феклистове, и он ждал, хотел сыграть что-нибудь более значительное, чем те роли, которыми его изрядно баловал МХАТ.

Театр

В 1982 году Александр Феклистов окончил школу-студию при МХАТ и сразу был принят во МХАТ. Да, большая часть жизни Александра Феклистова связана со МХАТом и Олегом Ефремовым. Однако в последние годы актер не имеет постоянного места работы. Со времени ухода из МХАТа у Александра Феклистова началась судьба звезды-одиночки, все больше появляющейся в антрепризах. Антреприза — это не только дополнительный заработок актера, но и возможность выбрать понравившуюся роль и режиссера. "Есть в этом какая-то не нормативность".

Сейчас актер играет в спектакле театра "Сатирикон" "Слуги и снег", в спектакле Продюсерской Компании Анатолия Воропаева - мужа в "Ботинки на толстой подошве", Клавдия и Бориса Годунова в спектаклях Питера Штайна "Гамлет" и "Борис Годунов".

Творческий организм Александра Феклистова, умеет больше, чем сам актер об этом знает. Феклистов - не из узколобых исполнителей. И это - признак талантливого человека, который не может быть бесхарактерным. Герой словно бы поселяется внутри артиста. А вот скандальности в нем нет, хотя он может уйти из спектакля, который его категорически не устраивает как актера, но при этом обязательно объяснится.

Александр Феклистов и Роман Козак

Спектакль "Золото" собрал блестящий состав, включая самого режиссера Романа Козака. Роман Козак, режиссер и художественный руководитель Театра имени Пушкина, один из самых близких артисту Александру Феклистову людей. Творчески и человечески. Они - однокурсники по Школе-студии МХАТа, вместе работали в мхатовской труппе.

У них - целый ряд совместных проектов, начиная с легендарного спектакля "Эмигранты" по пьесе Славомира Мрожека, поставленного Михаилом Мокеевым в Театре-студии "Человек". Закончилось же сотрудничество с "Человеком" так же внезапно, как и началось, по целому ряду причин как творческого, так и материального порядка.

Команда Козака ютилась по разным театрам и всюду была чужой. В итоге каждый стал самовыражаться самостоятельно. Правда, был еще козаковский "Маскарад" с Арбениным-Феклистовым, о котором, как и об "Эмигрантах" и о "Годо", остались лишь воспоминания. Практически все творческие начинания Козака, будь то создание "Пятой студии" МХАТа, кратковременное руководство Театром имени Станиславского или нынешнее пребывание на посту худрука Пушкинского театра, связаны с Феклистовым. Он - участник многих спектаклей режиссера.

О любимой роли

Александр Васильевич склоняется считать себя больше театральным актером, нежели киношным. Его любимая роль — царя Бориса в антрепризном спектакле "Борис Годунов".

"За все девять спектаклей, что мы играли, мне так и не удалась эта роль в полной мере, — говорит актер. — Мне нравится бороться и, в конечном итоге, хотелось бы добить эту роль".

Впрочем, роль Прохожего в "Золоте" Феклистову тоже по душе: "Это классическая роль прохожего. Я ощущаю себя на сцене капустным листом. Меня там совершенно не видно: нанизано множество разной одежды, надеты какие-то нелепые очечки…"

Кино

Параллельно работе в театре актер успешно снимается в кино: он дебютировал в 1984 году, и первой ролью считается Доронин из "Отряда", хотя в этом же году вышли сразу три фильма, где он снимался – "Соучастники", "Отряд" и "Лучшая дорога нашей жизни".

Режиссерам нравится, как прямо на сцене, в процессе действия, актер играет своего персонажа, как он его "животом" чувствует. И при этом нельзя сказать, что Феклистов - послушный артист. Нет, он своенравный, со своей точкой отсчета, собственным углом зрения. Впрочем, он его может и поменять, если артиста как следует убедить и увлечь. Наиболее памятные из работ в кино – "Плюмбум, или Опасная игра", "Шура и Просвирняк", "Ближний круг", "Прорва", "Луна-парк", "Подмосковные вечера", "Дети чугунных богов".

Александр Феклистов - звезда одинокая, заставляющая вспомнить историю с звездами-гастролерами, которые предпочитали подчиняться одному лишь голосу своего таланта и не признавали над собой никакого режиссерского диктата. Хорошо это или плохо - вопрос открытый. Вокруг Феклистова нет той шумихи, что сопутствует обычно славе, и газетчики не стремятся зафиксировать малейший его шаг.

Прослеживая карьеру Александра Феклистова, в театре или в кино, можно отметить одну интересную особенность, стилем существования артиста является краткосрочная антреприза, работа с узким коллективом единомышленников, с которыми его соединяют узы давней дружбы. Они предпочитают, чтобы роль вспыхнула, как ракета, а затем бы быстро исчезла, оставшись лишь ярким воспоминанием в жизни зрителя, не успев надоесть. Сам актер не рассматривает в этом никакого расчета, это получается само собой, а закономерность - случайна.

Работа в сериалах кардинально отличается от художественного кино и театра. "Нужно обладать опытом, чтобы сниматься в телефильмах", – полагает Александр Феклистов. Работать приходится более оперативно. Нет времени на то, чтобы разучивать тексты и постепенно погружаться в образ. В последнее время Александра Феклистова зрители посмотрели в "Пятом угле", "Дне рождения буржуя", в роли доктора Платона Алексеевича в сериале "Петербургские тайны" и "Развязка петербургских тайн", Полякова в ленте "В августе сорок четвертого", Молотов в "Звезде эпохи", Борис в "Подозрении".

О семье

Жена Александра Феклистова работает на телевидении. За годы совместной жизни она научилась не ревновать своего мужа. Например, в фильме "Пятый угол" сцену примирения Суворова с женой снимали через простыни. Так что никакой "обнаженки" на самом деле не было. Впрочем, актер и сам не дает повода. К тому же Александр Васильевич — многодетный отец. У них с женой трое детей. И уже имеется годовалый внук. «Моя старшая дочь, которая подарила мне внука, — говорит актер, — сообщила мне о грядущем знаменательном событии в тот день, когда поступила на факультет журналистики».

Не менее интересен Александр Феклистов как человек. Настоящий интеллигент - уходящий тип. Необычайная открытость при непоколебимом внутреннем суверенитете. Внешняя ровность и даже какой-то флегматизм при, несомненно, богатой, но оберегаемой от посторонних эмоциональной жизни. Полное отсутствие снобизма. Он не завистлив и не суетен. Стиль Александра Феклистова - благородство и бескорыстие состоявшегося профессионала.


Другие актеры: