Лыков Александр Анатольевич

Лыков Александр Анатольевич
1989 Бродячий автобус
1989 Сирано Де Бержерак
1990 Бакенбарды
1991 Изыди
1991 Улыбка
1991 Человек со свалки
1992 Две дуэли
1992 Пустельга
1993 По следу телеграфа
1993 Путешествие в счастливую Аравию
1993 Разборчивый жених
1993 Страсти по Анжелике
1993 Ты у меня одна
1994 Колечко золотое, букет из алых роз
1994 Проклятие Дюран
1995 Роберт и Клара
1996 Операция «С Новым Годом»
1998 Хрусталев, машину
1998 Цирк сгорел, и клоуны разбежались
1999 Болдинская Осень
1999 Новые приключения ментов. Контрабас
2000 Агент национальной безопасности-2. Цейтнот
2000 Бандитский Петербург - сериал
2001 Медики - сериал
2002 Дорога в ад
2002 Осенний детектив
2003 Танцор - сериал
2003 Киднеп - сериал
2003 Дневник убийцы
2004 Дзисай - сериал
2005 Турецкий гамбит
2005 9 рота
2005 Гибель империи - сериал
2005 Фаворский - сериал
2006 Полонез Кречинского
2006 Кушать подано, или Осторожно, любовь! (Украина)
 

Детство

Александр Лыков родился и вырос в поселке Рахья под Питером. Жил он без отца. Бабушка работала в столовой, а мама – кладовщицей на «ЛОМО», поэтому маленькому Саше с ранних лет приходилось оставаться дома одному.

В детстве Саша был очень непоседливым мальчиком, что и привело к тому, что однажды он упал с горки и получил травму позвоночника. В итоге мальчика поставили на врачебный учет. Когда врачи объявили, что он уже почти инвалид, Саша стал самостоятельно заниматься физическими упражнениями для спины. И это помогло. Впоследствии он даже занимался карате и биатлоном.

Учеба в ЛГИТМиК

После школы Александр Лыков получил образование строителя, и только после этого поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), где ему довелось учиться на курсе В. В. Петрова.

На вступительных экзаменах в театральный институт Александр Лыков познакомился со своей будущей женой. Алла Господенко приехала поступать в ЛГИТМиК в том же году, что и Лыков. Однако в отличие от Александра она не прошла по конкурсу. Девушка осталась в Ленинграде, чтобы готовиться к поступлению на следующий год. Все это время Александр и Алла встречались, а следующей осенью поженились.

В годы учебы Александр вовсе не отличался примерным нравом. Он признается, что вместе с товарищами вел разгульную жизнь, следствием чего явилось аж 18 приводов в милицию! Тем не менее, институт Александр все же благополучно окончил.

Стройбат

В 1984 году Александр окончил институт и должен был попасть в театр имени Ленсовета. Дело в том, что руководитель театра Игорь Петрович Владимиров приметил талантливого студента еще в годы его учебы. Только попасть сразу в театр Александру не удалось – его призвали в армию.

Александру откровенно не повезло – служить ему довелось на Севере в стройбате. Он вспоминает: «Я служил в армии в стройбате. Туда призывали ребят из Узбекистана, Туркмении, Чечни - все они сбивались в землячества. Что касается русских - треть, среди них были зэки. Те, которые сели по малолетству, поэтому в остальные войска их не брали. А я уже был артистом, заканчивал театральный вуз, меня пригласили в Театр Ленсовета. Мое пребывание в армии было равносильно жизни на зоне…»

Скитания по театрам

Отслужив год и семь месяцев, Александр Лыков вернулся в Питер, и в 1985 году был принят в Театр им. Ленсовета. Жена Алла в то время заканчивала театральный. Молодой семье пришлось нелегко. Один за другим у них родились дочь Катя и сын Матвей. С двумя детьми Лыковы сначала скитались по квартирам, потом переехали в коммуналку, затем – в однокомнатную квартирку.

В 1989 году Александр Лыков после трех лет работы в Театре Ленсовета ушел в Ленинградский ТЮЗ. Но и там актер долго не задержался, - в 1991 году он покинул труппу. Затем была работа в театре Ленинского комсомола, театре на Литейном и, наконец, с 1994 года - в театре «Территория».

В чем же причина постоянных метаний Александра? Сам он признается, что хотя каждый раз поводы были разными, но основная причина была одна – просто в определенный момент ему становилось скучно и тоскливо работать в труппе…

Кино. Первые роли

В кино Александр Лыков начал сниматься с 1989 года. И хотя первоначально это были небольшие роли, главное это то, что молодому актеру посчастливилось сниматься у настоящих мастеров – у Иосифа Хейфица в драме «Бродячий автобус» и у Наума Бирмана в драме «Сирано Де Бержерак».

Вскоре у Александра Лыкова начался и роман с телевидением. После съемок в картине «Бакенбарды», режиссер Юрий Мамин пригласил актера в телепроект «Хамелеон». Александр Лыков вспоминает: «Смешная, забавная была у него программа: разные персонажи, костюмы... Мне очень нравится играть масками, обожаю такие штуки».

Тем временем Лыков продолжал активно сниматься в кино. Вслед за ролями второго плана пришли и главные. Многие зрители запомнили Александра по интересной роли в картине «Разборчивый жених» (1993), где его герой метался между любимыми девушками…

Казанова

В середине 90-х ситуация в российском кинематографе стала складываться не в лучшую сторону. Ролей предлагалось мало, и Лыкову, как и многим другим актерам, приходилось буквально выживать.

В этот непростой период его пригласили в сериал «Улицы разбитых фонарей» (по произведениям писателя Андрея Кивинова). Как известно, Александр Лыков с детства не питал особых симпатий к милиции, а тут ему предложили одну из главных ролей – оперативника Казанцева по прозвищу Казанова. Почему же он согласился? Сам актер объясняет, что ему просто захотелось побыть в шкуре тех людей, которых он считал, по его собственному выражению, «козлами».

Неожиданно Александр Лыков открыл для себя милицию совершенно с другой стороны. Он рассказывает: «Еще до начала съемок сериала Андрей Кивинов познакомил меня с прототипом моего героя Малиной. С ним и его товарищами съездили на задание. Отличные ребята. Как я понял, в «убойный» отдел включали неугодных начальству людей, приличных, со своим восприятием жизни».

Александр признается, что первоначально он (как и другие актеры) отнесся к съемкам в сериале как к обычной халтуре. Однако затем роль его затянула, стала интересней. Герой Лыкова вносил в сериал особый колорит своей хулиганистостью, напористостью, разумной нагловатостью и любвеобильностью. И этим он буквально покорил зрительскую аудиторию, особенно женскую ее половину. Действительно, его мужскому обаянию невозможно было сопротивляться…

Уход из «Ментов»

В определенный момент герои «Ментов» стали настолько популярны в народе, что актеров стали прочно ассоциировать с их персонажами. Такая ситуация всегда имеет две стороны. С одной – популярность и зрительская любовь. С другой стороны – есть большая вероятность стать заложником одного образа. Становиться же «актером одной роли» в планы Александра Лыкова никак не входило.

К тому же со временем сам сериал изменялся не в лучшую сторону. Первые серии снимались по произведениям Андрея Кивинова, но постепенно материал закончился. Испытывая дефицит новых идей, сценаристы стали повторяться.

Все это привело к тому, что Александр Лыков принял решение уйти из сериала. Не каждый отважился бы на такой шаг - оставить гарантированный заработок, роль, приносящую всенародную славу. Но он решился и оказался прав.

На некоторое время актер выпал из внимания зрителей. И это не удивительно, - надо было ломать устоявшийся образ Казановы, доказывать, что способен на совершенно противоположные роли. Первоначально приходилось довольствоваться небольшими ролями в сериалах «Агент национальной безопасности» (уголовник по кличке Нос), «Бандитский Петербург», «Танцор»…

Зато именно в этот момент актер неожиданно появился на огромной сцене «Балтийского дома» как Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» знаменитого литовского режиссера Йонаса Вайткуса. И это - после десятилетнего отсутствия на театральных подмостках! Лыков сыграл замечательно, хотя потом, как человек глубоко верующий, раскаивался в этом своем решении.

После «Мастера и Маргариты» Александр с блеском сыграл в моноспектакле «Я, Он, Она, Не Я», поставленном режиссером Алексеем Янковским по пьесе Клима. Моноспектакль, в котором он полтора часа, не уходя со сцены, говорит о жизни и смерти, Боге, мужчине и женщине, любви. Это стоило услышать!

После этих постановок зрители увидели новую сценическую версию спектакля «Активная сторона бесконечности» по мотивам произведений Карло Кастанеды…

В новом качестве

Такой актер, как Александр Лыков не мог долго оставаться невостребованным в кинематографе. Уже вскоре он появился совершенно в неожиданной для себя роли писателя Мережковского в картине Кирилла Серебренникова «Дневник убийцы». А его работа в блокбастере «Турецкий гамбит» и вовсе стала триумфом. Александр Лыков потрясающе сыграл робкого, нерешительного капитана Перепелкина в конце фильма неожиданно превращающегося в хладнокровного, безжалостного турецкого шпиона Анвара.

Начал актер осваивать и совершенно новый для себя жанр – комедию. Так в украинской картине «Кушать подано, или Осторожно, любовь!» (2006) Лыков сыграл очень забавного персонажа - влюбленного Паганеля.

В том же 2006 году Александр Лыков снялся в главной роли в 24-серийном телевизионном фильме «Полонез Кречинского» по пьесам Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

На сегодняшний момент уже можно с полным основанием говорить о богатом разнообразии таланта актера.

Личная жизнь

Александр Лыков честно признается, что в семейной жизни у них с Аллой случалось всякое. Были и ссоры, и романы на стороне, и только большая любовь друг к другу помогла сохранить их семью. Со временем Александр пришел к твердому убеждению: «Женщина, которая встретилась тебе на твоем жизненном пути, и с которой ты заключил брак, - это твоя женщина. Один раз - и на всю жизнь».

Дети Лыковых уже выросли, но по стопам родителей не пошли. Дочь Катя вышла замуж. Сын Матвей учится на инязе в Петербургском университете.


Другие актеры: