Меркурьев Петр Васильевич

Меркурьев Петр Васильевич
1958 Невские мелодии
1966 Не забудь... Станция Луговая
1969 Князь Игорь
1971 Вандербуль бежит за горизонт (киноальманах «Шутите?»)
1971 Достояние республики
1971 Драма из старинной жизни
1971 Мальчики
1972 Дела давно минувших дней...
1972 Чиполлино. Cipollino
1973 Берега
1973 Москва-Кассиопея
1974 Отроки во вселенной
1975 Единственная...
1975 Они сражались за Родину
1978 Дуэнья
1978 Супруги Орловы
1979 В одно прекрасное детство
1979 Забудьте слово смерть
1980 Я - актриса
1981 Будем ждать, возвращайся...
1982 Нас венчали не в церкви
1983 Мы из джаза
1983 Прости меня, Алеша
1984 Мертвые души
1985 Иди и смотри
1985 Поездки на старом автомобиле
1987 Акселератка
1987 Забытая мелодия для флейты
1988 Защитник Седов
1988 Фантазер
1989 Филипп Траум
1991 Человек со свалки
1992 Грех
1993 Дорога в Рай
1993 Приговор
1993 Сны
1994 Незабудки
1995 Ширли-Мырли
1996 Ревизор
1998 Не послать ли нам... гонца?
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2002 Бригада - сериал
2003 Последний поезд
2003 Дружная семейка - сериал
2004 Долгое прощание
2004 Операция «Эники-Беники»
2004 Полет аиста над капустным полем
2005 Охота на изюбря
2005 Золушка
2006 Есенин - сериал
2007 Трудно быть богом
Заслуженный деятель искусств России (2001)

Детство

Петр Меркурьев – сын выдающегося советского актера театра и кино Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд, дочери великого режиссера Всеволода Мейерхольда. В годы Великой Отечественной войны Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд вместе с Ленинградским театром были эвакуированы в Новосибирск. Супруги много работали в тылу, разъезжали с гастролями по городам. 17 июня 1943 года прямо в кулисах, во время репетиции в городе Колпашеве Томской области у них и родился сын. Мальчика решили назвать Петром – в честь брата Василия Меркурьева.

Надо отдать должное Меркурьевым. Родить в такое трудное время ребенка, имея на руках двух маленьких дочерей и двух племянников-сирот, - на такое решится не каждый. И уж тем более очень мало найдется людей, кто бы рискнул взять после этого на воспитание еще двух детей. Да, после окончания войны Меркурьевы, возвращаясь в Ленинград, увидели на вокзале двух потерянных детей. Супруги не могли пройти мимо чужого горя. Так, все вместе, они поселились в небольшой квартире.

Люди, близко знающие семью Меркурьева, рассказывают, что его дом напоминал большой табор. Но какой это был табор! У них постоянно бывали в гостях выдающиеся творческие люди. И эту творческую обстановку впитывали в себя дети Василия Васильевича…

Дебют в кино

Петр не собирался идти по стопам отца. К тому же и сам Василий Васильевич очень не хотел, чтобы его дети стали актерами. Петр учился в Ленинградском музыкальном училище и планировал свою жизнь связать с музыкой. И все же кино не обошло его стороной…

В 1958 году его, 15-летнего мальчишку, пригласили на главную роль Игоря в картину «Невские мелодии». Пригласили, не зная, что он сын великого Меркурьева. Сам Василий Васильевич в это время был на съемках в Сибири. Петр, подумав, согласился…

Отцу он все рассказал, когда тот возвратился со съемок. Василий Васильевич воспринял эту новость отрицательно, но препятствовать сыну не стал. Когда съемки были окончены, Меркурьев пришел на премьеру и остался работой сына. Петр Васильевич вспоминает: «После фильма мы шли вместе, он приобнял меня и сказал: «Ты знаешь, у тебя это получается, и от тебя это никуда не уйдет. Пока не завершишь музыкальное образование, лучше не соглашайся сниматься. Самое главное - чтобы у тебя была еще профессия. Потому что наша актерская профессия - зависимая. Ты посмотри, по сколько лет, бывает, я сижу в театре без работы».

Музыкальное образование

Петр выполнил наставление отца. Он окончил Лениградское музыкальное училище, а затем Московское музыкальное училище по специальности «дирижер хора». Кроме того, работая педагогом в детской хоровой школе «Весна», Петр Меркурьев заочно окончил Харьковскую кoнcepвaтopию (ныне институт искусств).

С 1974 по 1992 годы Петр Меркурьев возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества Союза композиторов. А в 1998 году Тихон Хренников пригласил его стать заместителем главного редактора газеты «Музыкальное обозрение».

— Действительно, меня часто спрашивают, как я сюда попал. Ведь, собственно говоря, я по образованию музыковед и дирижер хора. Я работал с детским хором много лет, в частности с детским хором «Весна» — это всемирно известный, лучший детский хор во всем мире, чуть позже меня пригласили в Союз композиторов. Однажды Тихон Николаевич Хренников решил сделать газету, и вот вместе с Андреем Устиновым, который является главным редактором, несмотря на то что он значительно моложе меня, мы уже семнадцать лет вместе работаем над «Музыкальным обозрением». Сегодня только что я привез из типографии готовый номер, двенадцатый за этот год.

Работы в кино

В кинематограф Петр Меркурьев возвратился в 1966 году. И с тех пор он совмещает свою основную музыкальную деятельность с актерской. Правда сам Петр Васильевич к своим актерским способностям относится весьма критично, - он шутит, что природа отдыхает на нем. Но это утверждение не верно. Хотя Петру Васильевичу и доводилось играть в основном либо роли второго плана, либо и вовсе эпизодические, он все равно запомнился зрителям.

Диапазон персонажей Петра Меркурьева весьма широк – от утонченных интеллигентов и творческих людей до простых рабочих и даже хулиганов. В его актерском багаже был и Ерошка в фильме-опере «Князь Игорь», и старый еврей с пейсами у Льва Кулейджанова в «Незабудках», и академик Курочкин в детском фантастическом фильме «Москва-Кассиопея», и чиновник Иван Иванович-Кувшинное рыло в экранизации знаменитых гоголевских «Мертвых душ».

В двух картинах – фильме Виктора Соколова «Я – актриса» (1980) и сериале «Есенин» (2005) - Петр Васильевич сыграл своего дедушку – Всеволода Мейерхольда. Как считает сам актер, первая попытка завершилась провалом. Он рассказывает: «Во-первых, потому что в сценарии роль Мейерхольда была написана, понимаете, чисто механически. Сценарист взял куски из каких-то писем Мейерхольда и просто вставил этот текст в сценарий. Одно дело, когда человек пишет, а другое дело – разговаривает. И, к сожалению, у режиссера Виктора Соколова на площадке была очень нервная обстановка, и я зажался».

Поэтому, когда последовало предложение на роль Мейерхльда в «Есенине», Петр Васильевич долго отказывался. Но затем под напором уговоров он все же согласился и подарил зрителям замечательную работу.

Сегодня

Миллионы зрителей помнят замечательную роль Василия Меркурьева в сказке «Золушка», вышедшей на экраны после окончания Великой Отечественной войны. Спустя шесть десятилетий в новой версии старой сказки снялся его сын.

Петр Васильевич рассказывает: «…что такое судьба. Совпадение. Раздается вдруг телефонный звонок. Говорят: «Петр Васильевич, Юрий Морозов начинает снимать фильм «Золушка», но совершенно по-другому. И вы знаете, мы хотим предложить вам роль, которую сыграл Василий Васильевич (то есть мой отец) в 47-м году». Я говорю: «Бог мой, а кто будет Раневская?!» А говорят: «Оксана Сташенко». Оксана Сташенко – совершенно очаровательная актриса, великолепно она играет, кстати, мачеху - превосходно. И Юрий Морозов – это один из тех режиссеров, с которыми с удовольствием буду всегда работать, потому что это режиссер, который ничего не показывает, не навязывает, он только на тебя посмотрит – и ты понимаешь, что он хочет».

Мороз, практически полностью сохранив текст Шварца, перенес действие в современность. В результате получилась эдакая индустриальная «Золушка». В новом варианте лесничего заменил автозаправщик. Он работает в гараже, но также, как и в старой сказке, очень любит свою родную дочку Золушку и страдает от нападок Мачехи и Сестер.

На вопрос о своих творческих планах, Петр Меркурьев отвечает: «Если вы хотите насмешить Бога, поделитесь с ним своими планами. Я живу сегодня...» Вот так он и живет. Занимается музыкой, снимается в кино, пишет книги. А когда ему советуют, что пора бы отдохнуть, говорит: «Я отдохну только тогда, когда у всех, кто меня окружает, будет благополучие».


Другие актеры: