Стеблов Евгений Юрьевич

Стеблов Евгений Юрьевич
1963 Я шагаю по Москве
1963 Первый троллейбус
1964 До свидания, мальчики
1965 Перекличка
1966 Когда играет клавесин
1968 А я уезжаю домой - автор сценария
1968 Урок литературы
1969 Похищение
1970 Вас вызывает Таймыр
1971 Егор Булычов и другие
1972 Укрощение огня
1973 Высокое звание
1975 Раба любви
1976 Принцесса на горошине
1976 Рождение
1977 Любовь Яровая
1977 По семейным обстоятельствам
1978 Пока безумствует мечта
1978 Расписание на послезавтра
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1979 Пена
1979 Родное дело
1980 Ты должен жить
1981 Безобразная Эльза
1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей
1982 Культпоход в театр
1982 Не хочу быть взрослым
1984 Осенний подарок фей
1985 Не ходите, девки, замуж
1985 Русь изначальная
1986 Не забудьте выключить телевизор
1988 Цитата
1989 Комедия о Лисистрате
1989 СВ. Спальный вагон
1990 Каталажка
1990 Наш человек В Сан-Ремо
1991 Еврейское счастье
1993 Аномалия
1993 Макаров
1993 Налетъ
1993 Никита Михалков. Сентиментальное путешествие на родину. Музыка русской живописи
1994 Черный клоун
1998 Сибирский цирюльник
1999 Ужин в четыре руки
1999 Фома Опискин
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2000 Любовь.Ру
2000 Новый Год в ноябре
2001 Конференция маньяков
2002 Кино про кино
2003 Вечерний звон
2003 Сыщики-2 - сериал
2003 Москва. Центральный округ - сериал
2004 Слушатель
2007 Сыщик Путилин
2007 День выборов
2008 Я знаю, как стать счастливым!
2008 Привет, Киндер!
Народный артист России (1993)
Лауреат Государственной премии СССР имени Н.К. Крупской (1984, за участие в фильме «Не хочу быть взрослым»)

Потомственный дворянин

Евгений Стеблов является потомком старинного дворянского рода. Его прадед, генерал Павел Павлович Стеблов, в свое время был депутатом городской думы Рыбинска, служил в должности действительного статского советника. В том же Рыбинске предводителем дворянства был ни кто иной, как Сергей Владимирович Михалков - двоюродный дедушка Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. В местном музее даже имеется фотография, на которой запечатлен Великий князь Владимир Александрович - брат Александра Третьего - во время посещения Ярославля и Рыбинска. Вокруг Великого князя - 10 первых лиц региона, среди которых - Михалков и Стеблов.

Спустя несколько десятилетий судьбы их потомков удивительным образом переплетутся. Но об это чуть позже…

Детство

Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Его отец - Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, а мама - Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. Родители свое дворянское происхождение не афишировали, но особо и не скрывали. Соседи по коммуналке Стебловых уважали, хотя и называли их «антилигентами». Как вспоминает сам артист – «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука».

Дом, где жили Стебловы, находился на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря, была бандитским районом. Евгению приходилось не раз наблюдать и драки, и поножовщину. Сам он рос хилым парнем и драться не умел совсем, но его никогда не трогали. Если что-то затевалось, то парни всегда говорили: «Этого не трогать». Почему? Наверное, уже тогда все обращали внимание, что мальчик живет своей, отличной от всех, жизнью. И это действительно было так.

Когда Жене было три-четыре года, папа помог сделать ему складную ширму и научил вырезать из картона кукол. Весь этот театр мальчик с удовольствием возил на веревке по коммуналке.

Позже, когда Евгений пошел в школу, он создал уже настоящий кукольный театр. Женя сам придумал делать куклы из резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Со своими представлениями он выступал в школе, в Доме пионеров - везде, где находились зрители. Ободренный успехами, Женя решился и написал письмо самому Сергею Владимировичу Образцову. Мэтр ответил на это письмо, и Женю Стеблова пригласили в Театр Образцова, где прикрепили шефа - заслуженную артистку Екатерину Васильевну Успенскую.

Выбор жизненного пути

Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Для этого они наняли для Жени репетитора - частного педагога по литературе. Однако от судьбы не уйдешь – тот педагог оказался страстным любителем театра. Он то и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского.

О днях, проведенных в студии, Евгений Юрьевич вспоминает с особой теплотой. И это не случайно, ведь рядом с ним работали будущие знаменитые актеры: Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина и другие. А руководили молодой труппой режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин.

Судьба Евгения Стеблова была решена. Он начал усиленно готовиться к поступлению в театральный. Помогла ему в этом народная артистка СССР Цецилия Львовна Мансурова, с которой была знакома родная бабушка Евгения - Татьяна Яковлевна.

По просьбе бабушки знаменитая актриса прослушала юношу. Как раз перед этим Евгений провалился в Школе-студии МХАТ, где на экзамене декламировал стихи Маяковского. Цецилия Львовна посоветовала ему сменить репертуар. На экзамен в Щукинское училище он подготовил рассказ Бориса Житкова «Хвостики», и был принят, как говорится, на раз.

Утверждение на роль Саши Шаталова

В Щукинское училище Евгений Стеблов поступил в 1962 году, а уже спустя год состоялся его дебют на киноэкране. Опять же – судьба. Поступи он в Школу-студию МХАТ, кто знает, когда бы еще зрители увидели актера Стеблова - ведь во МХАТе студентам категорически запрещали сниматься. В Щукинском же хотя и запрещали съемки, но порой делали исключения. Так произошло и с Евгением.

В знаменитую картину «Я шагаю по Москве» Евгений Стеблов попал случайно. Многие студенты, мечтая сняться в кино, старались проникнуть на «Мосфильм» и попасться на глаза какому-нибудь режиссеру. Вот и Евгений со своим другом однажды отправились по этому маршруту. Вдруг кто-то заметит?

На «Мосфильме» они встретили знакомого парня из своего института. Он посоветовал им наведаться в съемочную группу фильма «Я шагаю по Москве», где как раз требовались молодые актеры. Евгений Стеблов вспоминает: «Мы туда зашли. Вообще, если это всерьез говорить, все это мистика. На Рижском вокзале у дома, где я родился, снимали много фильмов, в частности «Балладу о солдате», а я всегда смотрел, хоть меня гнали - я длинный был. Там меня маленькая женщина, одна из членов группы (позже я понял, что это второй режиссер) всегда гнала. А тут я увидел эту Маргариту Александровну Чернову. Я с ней потом несколько картин отработал. Она очаровательная женщина, совершенно без возраста. И была вторая - ассистентка Лика Авербах, дай ей Бог здоровья. Она заикалась. Я со страху не помню, но Лика Ароновна рассказывает так: «Ты так хотел сниматься, что мы решили и тебе сделать фотопробу…».

Да, если бы не Чернова с Ароновой… Режиссер фильма Георгий Данелия уже определился с актером на роль Саши Шаталова, одного из главных героев фильма, и ни о ком другом и слышать не хотел. Однако когда он увидел фотопробу Евгения, то изменил свое решение. Кстати, о том, что он занял место другого актера, Евгений Стеблов узнал лишь спустя много лет.

Георгий Данелия был дружен с Сергеем Бондарчуком. Через него он и вышел на ректора Щукинского училища Бориса Евгеньевича Захаву с просьбой отпустить молодого актера на съемки. Захава препятствовать не стал…

Триумфальный дебют

Успех фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» был просто грандиозным. Картина, снятая в жанре городской сказки, рассказывала о трех молодых людях: двух москвичах (роли которых исполнили Евгений Стеблов и Никита Михалков) и пареньке-писателе из Сибири, приехавшем в столицу со своей рукописью (Алексей Локтев). Молодость и стала эмблемой фильма. Вся картина пронизана идеей, что все в этом мире легко, все возможно и все должно обязательно закончиться благополучно.

Особое место в картине занимал образ Москвы – города одновременно и реального, и сказочного. А довершала опоэтизирование столицы прекрасная музыка молодого композитора Андрея Петрова.

В этом фильме Евгений Стеблов создал незабываемый образ Саши Шаталова, трогательного и смешного, долговязого, застенчивого юношу, который перед уходом в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с любимой.

Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой для молодежи, а ее герои, как сегодня говорят, стали «суперзвездами». Кому-то такая слава могла вскружить голову, но только не им. Евгений Юрьевич вспоминает: «Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели быть мастерами, актерами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звездность ничего не говорит о качестве дарования». И еще: «Честно говоря, я не понимал, в чем успех-то мой. Меня все хвалили, а я не понимал. Мне казалось, что это какой-то обман, недоразумение, что все скоро раскроется, и будут просто бить. Я увидел себя впервые на экране на кинопробах, когда нас утвердили. Я увидел на экране сумасшедшего человека. Я был травмирован. Мы же все себя внутренне видим лучше...»

«До свиданья, мальчики»

После удачного дебюта Евгений Стеблов снялся в небольшой роли в лирической киноповести Исидова Анненского «Первый троллейбус». А год спустя молодой актер получил приглашение от Михаила Калика на главную роль Володи Белова в фильме «До свидания, мальчики». Эта удивительно светлая и талантливая картина, поставленная по одноименному произведению Бориса Балтера, рассказывала о первой дружбе, первой любви. Кроме того, в ней впервые в нашем кинематографе очень тактично были изображены интимные отношениях несовершеннолетних героев.

Евгений Стеблов вспоминает: «Сколько я переживал по этому поводу!.. Сколько мне взрослые дамы давали советов, что я должен быть мужественным, но не грубым, нежным, но не инфантильным. Хотя по теперешним временам эта сцена была такая наивная, невинная. Я несколько эротических сцен имел в своей практике. То, что я потом играл уже в зрелые годы, не идет ни в какое сравнение. Но тогда я жутко волновался, не спал ночь. Но все получилось…»

К несчастью у этой картины оказалась нелегкая судьба. По завершении работы многие фрагменты были вырезаны цензурой, но даже в таком виде фильм вскоре запретили, и широкого экрана он не увидел. Авторский вариант пришел к зрителям только в конце 80-х, когда режиссеру позволили восстановить картину в том виде, в каком он снял ее когда-то…

Евгений Стеблов и Никита Михалков

Роль Саши Шаталова из фильма «Я шагаю по Москве» стала для Евгения Стеблова не только первым и главным успехом в жизни, она широко открыла перед ним двери кинематографа, закрепив на долгие годы за актером образ нескладного, неловкого сначала юноши, а затем и мужчины.

До окончания Щукинского училища Евгений Стеблов снялся еще в нескольких картинах. Помимо уже упомянутых фильмов «Первый троллейбус» и «До свиданья, мальчики», стоит также упомянуть кинороман Даниила Храбровицкого «Перекличка» и лирическую комедию Эдуарда Абалова «Когда играет клавесин».

В фильме «Перекличка» Евгению Стеблову вновь довелось сняться вместе с Никитой Михалковым. И, как признается сам Евгений Юрьевич, именно с этой картины и началась по-настоящему их крепкая мужская дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. А впоследствии, став знаменитым режиссером, Михалков не раз приглашал Стеблова в свои фильмы.

Ленком и ЦАТСА

В 1966 году Евгений Стеблов окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, которым руководил выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос. К сожалению, здесь Стеблов имел счастье работать меньше сезона. За этот короткий период он успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в спектакле «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. После чего театр разогнали…

Анатолия Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии (ЦАТСА). Первой и единственной работой Евгения Стеблова на этой сцене стала роль Юркевича в постановке Леонида Ефимовича Хейфеца «Часовщик и курица, или Мастера времени». Роль была сложна технически - за время сценического действия артисту предстояло сыграть четыре возраста героя. Евгений Стеблов начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.

Театр имени Моссовета

В 1969 году Евгений Стеблов пришел в театр имени Моссовета, театр, в котором блистали легендарные Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Серафима Бирман. Оказаться в таком окружении – это одновременно и огромное счастье, и огромная ответственность.

Евгений Стеблов дебютировал ролью Павла в «Старике» Максима Горького. Молодой актер играл так ярко, так размашисто и свободно, что тут же, как говорят в театре «прошел». «Великие старики» приняли талантливого актера, взяли под свою опеку, а это многого стоит!

Впоследствии Евгений Юрьевич неоднократно признавался в своей огромной признательности к этим людям, которые «ничему специально не уча, очень многому его научили».

Как известно и Раневская, и Бирман, и Марецкая не отличались покладистыми характерами. Евгений Стеблов оказался под стать им. Обладая внешностью божьего одуванчика, он всегда славился острым, как бритва, языком. Порой приходилось за это расплачиваться.

Непростые отношения у молодого актера сложились с Львом Федоровичем Лосевым, директором театра. Однажды, во время болезни Стеблова, директор ему заметил: «Что это вы все хвораете, Евгений Юрьевич? Главную роль опять получили, смотрите, не заболейте». На что Стеблов ему совершенно спокойно ответил: «Да мы-то заболеем - нас подождут, вы не заболейте, Лев Федорович». «Да, - вспоминает Евгений Юрьевич, - и в его лице я нажил себе не то чтобы врага, но, когда делили пирог - ну там тарификация, зарплата, премия, - тут я все и ощущал».

Однако вернемся к работам актера на сцене. О Евгении Стеблове – говорят, что он из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. В таких условиях он легко и непринужденно включается в любую роль. Долгие годы с неизменным успехом он играл в спектакле «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Великолепные рецензии собрал спектакль «Пять углов», в котором артист исполнил роль кавторанга Миши. Блестящими были работы Стеблова в спектаклях: «Правда хорошо, а счастье лучше» (Платон), «Гедде Габлер» (Бракк), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Возможная встреча» (Бах) и многих других.

Личная жизнь

По молодости лет Стеблов был настоящим виртуозом в части покорения женщин. И это не удивительно. Высокий, симпатичный, умный, владеющий грамотной речью юноша ко всему прочему еще и стильно одевался. Узкие брюки, красные носки, зауженные мокасины, зачесанные назад волосы и супермодный в то время длинный прозрачный плащ (в простонародье называемый презервативом) – вот облик Евгения Стеблова конца 60-х. Ну, какая девушка могла устоять!

Сам же Евгений Стеблов в шутку делил женщин на три категории. Первая - женщина-любовница, вторая - женщина-трость, то есть женщина для прогулок, интеллектуальных бесед. Третья - поиск любви, чего-то настоящего.

Поиски настоящего закончились в 1971 году. Его избранницей стала Татьяна Осипова. Вместе они уже четвертый десяток лет. Бывало всякое… Евгений Юрьевич признается: «Бурная, очень бурная жизнь. Мы оба сильные натуры, оба темпераментные. Но! Никогда не доходило до развода - любовь всегда останавливала».

Кино. 1968 – 1975 годы

Параллельно с работой в театре Евгений Стеблов продолжал регулярно и довольно успешно сниматься в кино. Многие зрители запомнили его блестящие работы в комедиях Алексея Коренева: «Урок литературы» (1968), где Евгений Стеблов создал образ молодого учителя литературы Кости, решившего в один момент всегда говорить только правду; и «Вас вызывает Таймыр» (1970), где актер сыграл роль командированного Андрея Николаевича Гришко.

Не остались без внимания его работы в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие» и историко-биографическом фильме Даниила Храбровицкого «Укрощение огня». Но особенно удалась актеру роль Канина – звезды немого кино в великолепной мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви», вышедшей на экраны в 1975 году.

Главные роли в «Рабе любви» исполнили несравненная Елена Соловей и обаятельный Родион Нахапетов. Персонаж же Евгения Стеблова был, собственно говоря, второстепенным. Однако, блистательно исполненный, он запомнился зрителю наряду с главными героями.

Прототипом героя Стеблова был артист Полонский, звезда российского немого кино. Евгений Юрьевич вспоминает, что, готовясь к роли, он специально просмотрел фильмы с его участием, но ничего примечательного там для себя не нашел. И тогда он решил сыграть на несоответствии. Своего персонажа он наделил неестественно тонким голосом, подчеркивая этим несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно.

Стоит отметить, что это был первый случай в нашем кино, когда на экране был изображен человек нетрадиционной ориентации. Евгений Юрьевич с усмешкой вспоминает, что после этого у него поклонников прибавилось враз. «Да, хватало поклонников из этой сферы, - признается актер. – Ну, как: если человек подходит и говорит: я очень люблю ваше творчество, особенно роль в «Рабе любви», - сразу понимал, что это гомосексуалист. Оказывали внимание - ну там чемодан поднести, еще что-то. Но я знал, как с ними себя вести, - еще смолоду научили… Если человек проявляет навязчивость, надо сразу резко ударить… по руке, если он к тебе ее протягивает. Но при этом никак не изменить к нему отношение. Унижать не надо - продолжать общаться, как ни в чем не бывало».

Поворот в жизни

В 1976 году в жизни актера произошел резкий поворот. В том году его пригласили на роль Трилецкого в картину «Неоконченная пьеса для механического пианино». Однако эта роль не состоялась. Евгений Стеблов выехал из Праги, где он снимался в совместном фильме, и попал в автомобильную катастрофу…

В то время в Чехословакии, как и в других странах соцлагеря, очень боялись Кремля. Специально для операции был вызван очень заслуженный хирург. К несчастью, этот старый профессор уже редко оперировал, и от волнения он зажал Евгению пластиной 10 сантиметров нерва. Это привело к тому, что у Стеблова парализовало руку. В дальнейшем ему пришлось перенести еще две операции (оперировал личный хирург президента Слободы), прежде чем рука начала оживать опять.

Перенесенный стресс заставил Евгения Стеблова по-новому взглянуть на жизнь. Он вспоминает: «Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал».

Для Евгения Стеблова это стало вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Вместе с женой он принял крещение, хотя в те годы это было крайне непопулярно. Для этого ему даже пришлось специально договариваться со священником, чтобы тот не сообщал о процедуре в соответствующие органы…

Кино. 1977 – 1994 годы

После небольшого перерыва, связанного с аварией, Евгений Стеблов вернулся на киноэкран. В конце 70-х начале 80-х актер сыграл немало ярких, запомнившихся ролей. В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия все того же Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». В ней Стеблов сыграл Игоря, сумасшедшего (в хорошем смысле этого слова) отца. Кроме того, в картине снялись замечательные актеры: Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Марина Дюжева и другие.

Среди других заметных работ Евгения Стеблова – роли в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», авантюрной комедии Юрия Горковенко «Пока безумствует мечта», детективе Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (доктор Джеймс Мортимер), музыкальной комедии Юрия Чулюкина «Не хочу быть взрослым» (Дима).

За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» Евгений Стеблов был удостоен Государственной премией РФ.

В постперестроечный период Евгений Стеблов снимался несколько реже. Среди наиболее удачных картин этих лет: сатирическая комедия Георгия Кеворкова «Каталажка», эротическая лента Валерия Рубинчика «Комедия о Лисистрате», фантасмагория Владимира Хотиненко «С.В.», психологический детектив Бориса Галкина «Черный клоун».

В новом веке

В середине 90-х Евгений Стеблов отошел от кинематографа. Хороших картин практически не снималось, а в том, что ему предлагали, он участвовать не хотел. Возвращение в кино состоялось благодаря старому другу Никите Михалкову. В 1998 году Евгений Стеблов сыграл Великого Князя в его знаменитой исторической картине «Сибирский цирюльник».

В настоящее время Евгений Стеблов по-прежнему работает в театре им. Моссовета, из которого ему доводилось уходить, а затем возвращаться вновь. «Конечно, сейчас это не тот театр Завадского, в который я перешел в 1969 году, - признается Евгений Юрьевич. - Но с руководителем Павлом Иосифовичем Хомским у нас очень хорошие отношения, я с ним много работал. Наш театр эклектичный, и в этом его заслуга. Он не навязывает одно эстетическое направление, у нас расцветают все цветы. И я это приветствую».

Кроме того, Евгений Стеблов занимается преподавательской деятельностью – он профессор РАТИ. Евгений Юрьевич признается, что и сегодня немало талантливой молодежи, вот только обидно, что настоящая культура в упадке, а расцветает масскультура: «Поступал один мальчик из Казахстана, приходит и говорит: «Вот мое портфолио». Он даже не понимает, что это театральное училище, а не модельное агентство. Его спрашивают: «Какие книги читаете?» Он совершенно на голубом глазу говорит: «Я очень люблю русскую культуру. Но я ничего не читаю. Зато я телевидение смотрю, почти все программы!». О чем тут говорить?».

А что же кино? В последние годы Евгений Стеблов вновь востребован отечественным кинематографом. Он очень убедительно сыграл маньяка доктора Кроткого в многосерийной комедии Олега Фомина «Конференция маньяков», снялся в мелодраме «Вечерний звон» режиссера Владимира Хотиненко, сериале «Любовь. Ru». Одна из последних работ актера – роль Федулова в сатирической комедии Владимира Зайкина «Слушатель».

Сын Евгения Юрьевича, Сергей Стеблов (1973 г.р.), пошел по стопам отца - он окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Кроме того, Сергей пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.


Другие актеры: