Суркова Наталья Станиславовна

Суркова Наталья Станиславовна
1998 Менты. Улицы разбитых фонарей (серия «Страховочный вариант»)
2000 Гладиатрикс
2001 Агентство НЛС
2001 Агентство «Золотая пуля»
2003 Линии судьбы
2004 Свои
2005 Принцесса и нищий
2005 Тронутые
2005 Мастер и Маргарита
2005 Менты-6 - сериал
2006 Столыпин... Невыученные уроки
2006 Надъ озеромъ - короткометражный
2006 Алька
2007 Мушкетеры Екатерины
2007 7 кабинок
2007 1814
2007 12
2008 Четыре возраста любви
2008 Сумасшедшая любовь
2008 Красный жемчуг любви
2008 Игра
2009 Одна война
2009 Братья Карамазовы
2010 Утомленные солнцем 2: Предстояние
2010 Мы из будущего - 2
2011 Правила маскарада
2012 Наследница
2012 Дорога в пустоту (Россия-Украина)
Заслуженная артистка России (2002)
Лауреат премии «Золотой Овен» в номинации «Лучшая роль второго плана» («Свои») (2004)
Обладатель специального приза гильдии актеров американского кино за роль в фильме «Свои» (2004)

Сладкая жизнь в Горьком

Наталья Суркова родилась в Горьком (Нижний Новгород) 14 марта 1967. В это трудно поверить, но по собственному признанию актрисы, в детстве она была настоящим «тепличным растением», росла под лучами материнской любви, не зная горя и печали: «У мамы – такая работа, что она часто ездила в командировки в Москву, в Ленинград, все привозила. И я считалась благополучной, по тем меркам, девочкой. Хотя сейчас это звучит, конечно, смешно. Я могла ходить в красивом пальто. У меня был модный чешский значок «вишенка». Тогда это было!.. Не знаю, с чем и сравнить. Ну, как шестисотый «Мерседес» сегодня. А у меня таких значков штук шесть было: «смородинка», «малинка»...». В городе, где колбаса и масло считались дефицитом, внешнее благополучие вызывало отторжение, а яркая красота привлекала повышенное внимание окружающих, зачастую негативное, поэтому Наташа нередко сталкивалась с предательством и завистью.

Потребность в общении искала выхода и сублимировалась в создании небольших дачных представлений, которые сейчас можно было бы назвать перформансами, – все началось с цирковых номеров, когда соседские мальчишки и девчонки под чутким руководством пятилетней Наташи изображали слонов и тигров, потом номера становились все продуманнее и постепенно превратились в небольшие спектакли, в которых Наталья была и режиссером, и актрисой, и продюсером: «Все соседи по даче приходили смотреть наши выступления, причем покупали билеты по две копейки. И все у меня работало!». Естественно, театрально-просветительская деятельность продолжилась и в школе, и после получения диплома об окончании 9 классов девушка без колебаний подала документы в Горьковское театральное училище и поступила на курс В.С.Соколоверова и Р.Я.Левите.

После поступления у Натальи началась совсем другая жизнь: хотя она и мечтала о судьбе актрисы, но, как и многие молодые девушки, оказалась неготовой к изнурительному актерскому труду и учебе, которая продолжается 24 часа в сутки: «У меня были совершенно другие интересы. На уме была не учеба. И вместе с тем театральное училище было фильтром, через который человек пропускается, а все ненужное остается на сетке фильтра. В училище я осознавала, что репетиции – это не то что наказание, но необходимость: надо собраться, пойти поработать». Возможно, поэтому Наталью Суркову в родном училище считали актрисой малоперспективной, и по распределению после училища ей выпало ехать в славный город Чебоксары возрождать местное театральное дело.

Путешествие из Чебоксар в Петербург

Промаявшись в Чебоксарах месяца три, Суркова решила воспользоваться приглашением И. Владимирова, который был членом госкомиссии на дипломном спектакле и приметил «неталантливую» актрису. Метр пригласил девушку продолжить театральное образование в Петербурге – обещал взять к себе на курс вне конкурса. Однако все произошло совсем не так, как планировала Наталья, и дорога в Петербург, как оказалось, проходит через Москву – на курс Владимирова она не попала и, подобно сотням юношей и девушек, отправилась штурмовать театральные училища столицы. В Москве вполне оценили «бездарность» выпускницы Горьковского театрального: Суркова прошла до последнего тура во всех ВУЗах, но в финале все-таки сошла с дистанции. По объективным причинам: «Это было очень смешно, потому что у меня в это время начал резаться зуб мудрости. И я приходила с перекошенным лицом и говорила приемной комиссии: «Вы не обращайте внимания, я говорю нормально, просто у меня зуб мудрости режется». Они меня с ужасными дефектами речи сначала пропускали, а потом думали: «А кто ее знает, как она на самом деле разговаривает?» И никуда меня не взяли».

Разочарованная и отчаявшаяся, Суркова вернулась в Петербург, где у нее не было ничего – ни квартиры, ни работы, ни семьи. Наталья стала искать работу в театре, но ничего не складывалось, пока знакомый (актер ТЮЗа Я. Степанов) не посоветовал ей «показаться» молодому режиссеру С. Спиваку, который как раз начинал работу в Молодом театре при Ленконцерте и собирал труппу. Так в 1986 году и родился творческий союз, который со временем превратился в одну из легенд театрального Питера.

«Свой» театр

Почти двадцатилетнее сотрудничество с Семеном Яковлевичем Спиваком Суркова считает Божьим подарком – тем более, что начало его было далеко не оптимистичным: «Бог наградил меня режиссером, который почему-то в меня верил. Что он во мне увидел, до сих пор не понимаю. Когда мы репетировали мой первый спектакль «Танго», партнеры при мне говорили ему: «Чего ты с ней мыкаешься? Сними ее с роли! Она, как дура, два месяца возится, ничего у нее не получается». А через три месяца, когда уже не хотелось жить, меня пробило».

Сработал «эффект Пигмалиона»: постепенно неуверенная дебютантка превратилась в яркую, неординарную актрису, способную играть самые разноплановые роли. Аля («Танго»), Люсиль («Мещанин во дворянстве»), Панночка «(Панночка», реж. Ю. Дворкин), графиня де Сен-Фон («Маркиза де Сад»), «Касатка» («Касатка») – не слишком-то богатый репертуар для актрисы, которой по плечу практически любая классическая роль… Впрочем, Наталья Станиславовна своей жизнью в театре довольна, ведь каждое ее появление на сцене – настоящий праздник как для нее, так и для зрителей: «Вы знаете, для меня важно не количество, важно качество. Можно не вылезать из театра, играть по 30 спектаклей в месяц, но тебя никто не будет знать и твои роли ничего не будут для людей значить. А я играю три таких самых звездных спектакля! Для меня эти роли, настолько разные, очень важны. Редкая актриса может мечтать о таком разноплановом разбросе самой себя (разбросе в хорошем смысле слова), начиная от девочки Али в спектакле по пьесе Мрожека «Танго», который Спивак поставил еще в Молодом театре при Ленконцерте и который мы играем уже 18-й год, и заканчивая графиней де Сен-Фон в «Маркизе де Сад». И где-то между ними, посередине, роль Маши в «Касатке» по пьесе Алексея Толстого. Я не умаляю достоинств других наших спектаклей, отнюдь, но на эти зрители любят ходить по многу раз! Это как мхатовская «Чайка» (особенно «Танго»). Это, считают многие, спектакли «не для всех». Интеллектуальные. Я была сейчас в Москве. Первое, о чем меня там спросили: «Когда у тебя «Маркиза»?».

Наверное, поэтому Суркова нисколько не обижается, когда ее называют «актрисой Спивака»: «Да, я актриса Спивака. В Петербурге ко мне так и относятся. После того, как я два-три раза под благовидным предлогом отказалась от других спектаклей, театров, меня ведь больше и не приглашают. Может быть, это и хорошо. Я уверена: если роль твоя, она и будет твоей, дождется тебя. Если же не твоя, то не надо ее ни у кого рвать. Потом тебе за это не очень хорошо воздастся. И еще: быть избалованной Спиваком – значит иметь очень высокую планку. По отношению к себе, к режиссеру, к искусству. Если ты эту высоту взял, то чего тебе уже бугорки-то перепрыгивать? И, конечно, хочешь не хочешь, но когда работаешь с другими людьми, меряешь их по уровню Спивака. И очень серьезно относишься к себе. Я знаю, что если у меня роль не получится, я что-то не сыграю, завалю спектакль, то получу, что называется, по первое число. Не потому, что я такая капризная, а потому, что очень требовательная. И в первую очередь, требовательная к себе. И к людям, которые рядом со мной, отношусь так же».

Свои

Люди, которые рядом, - это муж, актер питерского ТЮЗа Алексей Титков и 12-летняя дочка Глаша. Это – «свои», они разделят сомнения, порадуются успехам и утешат в неудачах. Они требуют внимания и времени, которое успешной актрисе не всегда легко найти. Но только не Наталье Сурковой. Свой выбор в пользу семьи она сделала давно и никогда о нем не жалела: «У меня чудная дочка. Иногда смотрю на нее и удивляюсь: как я могла родить такого разумного ребенка? Когда ей было 5 месяцев, моя подруга звала ее «тетя Глаша»… Главное в воспитании детей – не навредить, ведь иногда мы можем забить таланты. Глаша у меня упряменькая, но это прекрасно – у девочки должен быть характер».

Околотеатральные и кинематографические тусовки, шумные многолюдные вечеринки – это все в прошлом, теперь чудом найденное время Наталья старается проводить с семьей и друзьями. А когда не получается найти время, Наталья находит возможность. Так, перед съемами «Своих» Д. Месхиев отправил Суркову в деревню, чтобы она на практике изучила быт сельской жительницы – с непременной дойкой коров, уборкой сена, заготовкой травы для скота и прочими буколическими прелестями. В деревню Шастово, затерянную в Ростовской области, актриса отправилась вместе с дочерью: «Жили там три недели. Я всему научилась: и баню топить, и за поросями ходить, и хряпу для свиней сечь... Разговаривать по-деревенски училась. Дима (реж. Д. Месхиев) на похвалы не очень распространяется, но когда увидел меня, сказал: «Молодец, Суркова!»».

«Свое» кино

«Молодец, Суркова!» - вслед за Месхиевым повторили тысячи человек во всем мире, когда посмотрели фильм, удостоенный всех возможных наград – как будто российское кино брало реванш за годы простоя и молчания. Два «Серебряных Георгия» (за лучшую режиссерскую работу и за лучшее исполнение мужской роли) на МКФ XXVI, приз Жюри Российской кинокритики за лучший фильм, 4 приза XI Минского международного фестиваля «Листопад», приз «Диалог» на фестивале Восточно-европейского кино в Коттбусе, приз за лучшую мужскую роль (Б.Ступка) на Международном кинофестивале в Марракеше (Марокко), 4 «Золотых Овна» (за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую мужскую роль и лучшую женскую роль второго плана), 3 «Золотых Орла» (за лучший сценарий, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую роль), 5 национальных кинопремий «Ника» (за лучший фильм, лучшую сценарную работу, лучшую операторскую работу, лучшую мужскую роль и лучшую работу звукорежиссера), приз за лучшую режиссуру на фестивале «Виват, кино России!» и еще, и еще, и еще… Нужно было промолчать, чтобы сказать – так.

Однако если для ученика М. Хуциева Месхиева эта работа стала определенным итогом (к этому времени он успел снять уже десяток фильмов), то для Натальи Сурковой фильм «Свои» стал настоящим прорывом в большое кино, уникальным шансом, который нельзя было упускать.

Ее карьера в кино началась в 1998 году с работы в первой части «Ментов», которую снимал еще В. Бортко. Он постарался собрать в своем сериале лучших питерских артистов, «засветить» их перед публикой. Насколько ему это удалось, можно судить по невероятным рейтингам «Ментов», всяческим продолжениям и популярности «ментовской» темы в кино. Однако Суркова этой популярности не вкусила: ее роль директора бани, ради любви идущей на преступление, осталась практически незамеченной.

За «Ментами» последовали еще две работы в жанре сериального детектива: «Агентство НЛС» (реж. Д. Парменов, 2001) и «Агентство «Золотая пуля»» (реж. Е. Иванов, 2001). Первым полнометражным фильмом, в котором зрители увидели Наталью Суркову, стал «Гладиатрикс» (2000) – дебютный фильм Тимура Бекмамбетова, где уже наметилась необычная стилистика, вполне проявившаяся в нашумевших «Дозорах».

Популярность и зрительская любовь настигли Наталью совершенно неожиданно и даже против ее желания. Вот что вспоминает актриса о приглашении на пробы в 24-серийный фильм Месхиева «Линии судьбы»: «Мне позвонила ассистент по актерам Лариса Сергеева: «Наташа, вы не могли бы прийти на пробы?» Узнав, что снимать будет Месхиев, я отказалась: «Нет, спасибо, я не пойду!». Про него много чего говорили. (Вот и верь после этого сплетням!) Я была очень удивлена, что Лариса меня долго уговаривала. Давайте, говорит, купим лотерейный билет, чтобы выиграть. Обычно ведь как бывает: нет? Ну и до свидания! А еще она сразила меня тем, что сказала: «Я показала Месхиеву вашу серию «Менты». Что за ассистент по актерам, который показывает режиссеру кассету?! Ну, хорошо, думаю, пойду. Чтобы от меня, честно говоря, отстали».

После проб ситуация в корне изменилась: теперь Месхиев взял двухнедельную паузу на раздумья, а Суркова с нетерпением ждала его решения: «А во время проб мне стало так интересно с Месхиевым! Это тоже тот редкий, в кино, режиссер, который умеет работать с актерами. Вышла я в недоумении. Мне захотелось еще поиграть! И вдруг через две недели мне звонят и говорят, что я утверждена. Я была поражена».

Царившая на съемках творческая и очень дружелюбная атмосфера передалась и зрителям, которые запомнили и полюбили многочисленных героев сериала. Народной любимицей стала и «колдунья» Жанна – героиня Натальи Сурковой. После этой роли на актрису посыпались не только предложения сняться в кино, но и предложения совсем другого рода: «Приходишь к ребенку в школу, все бегут за тобой: «Вы не могли бы мне погадать?». Отнекиваюсь, смеюсь: «Вам это будет стоить очень дорого!». В Питере я не езжу в метро. Есть своя машина, какая-никакая. А в Москве однажды спустилась в метро и поняла, что больше этого делать не стоит. Глазели, расступались, вдобавок за мной бежал какой-то человек, дергал меня: «Это вы?!» (Нет, не я!). Чуть не оторвал рукав от дубленки».

Через четыре месяца после окончания съемок «Линий судьбы» Месхиев запустил новую картину - "Свои", на которую возлагал большие надежды, поэтому подготовка к съемкам шла самая тщательная. Особо тщательно подбирали актеров. Суркову, конечно, пригласили на пробы, но вероятность того, что ее утвердят на одну из двух женских ролей, была минимальна. В первый раз внешность сыграла с актрисой злую шутку: оказалось, она недостаточно дородна и слишком хороша, чтобы убедительно сыграть русскую бабу: «Я не такая уж и худая, но ему подавай толстую бабу. Отъелась за неделю. Пришла на студию, говорю девочкам: «Пожалуйста, оденьте меня так, чтобы я была потолще!» Мне очень хотелось с ним работать! Дима зашел в гримерку, увидел меня: «Так, Суркова, что ты пришла? Я тебя утверждаю без проб. Но если ты не потолстеешь килограммов на восемь, не обижайся, я тебя не возьму». И я начала отъедаться. Вела неподвижный образ жизни, много лежала, спала. В итоге потолстела... на 24 килограмма!»

Вот такую жертву принесла Наталья Суркова-красивая женщина Сурковой-актрисе, не задумываясь о возможном феноменальном успехе фильма, а просто заботясь о его достоверности: «Когда я смотрю кино, и вижу, как красивая актриса, с тонкой талией, несет коромысла, покачивая бедрами… Или свиней выпускать из загона… В этом есть что-то такое… кустарно неправдашнее. Нет, я не говорю, что нет статных женщин в деревне, есть, но когда в кино это выглядит как: пошла топ-модель доить корову… Да еще с накрашенными ресницами… Я такой фильм смотреть не буду, потому что это полная лажа, извините. Здесь же Дима объяснил, что он хочет, мне кажется, я его поняла. И мне самой это было интересно».

Старания актрисы были вознаграждены по достоинству: в 2004 она получила «Золотого Овна» в номинации «Лучшая роль второго плана» и специальный приз гильдии актеров американского кино. Кроме наград и восхищения Суркова получила и несколько заманчивых предложений в кино.

Прежде всего, продолжилось сотрудничество с Д. Месхиевым: в 2005 была закончена работа над сериалом из жизни молодежи «Принцесса и нищий», а сейчас продолжаются съемки полнометражной «абсолютно хулиганской» герметичной комедии «Семь кабинок». Герметичной – потому что пространство действия ограничено туалетом модного клуба, где в семи кабинках, как в трех соснах, и плутают герои. Режиссер не распространяется ни о сюжете нового фильма, ни о его героях: «Мы пытались сделать так, чтобы зритель еще до того, как персонаж откроет рот, понял, кто это – по облику, по поведению, по тому, как человек держится». Отчего может страдать гламурная платиновая блондинка? Естественно, только от любви. Именно такую задачу поставил перед Сурковой режиссер – по давно заведенному порядку, для каждого фильма Месхиева Наталье приходится чем-то жертвовать. На этот раз актриса отделалась относительно легко: осветлила свои роскошные волосы. Остальные кабинки женского туалета заполнили Н. Бурмистрова, К. Кузьмина, С. Козик, А. Барабаш и партнеры по «Своим» М. Евланов и Ф. Бондарчук.

Не осталась незамеченной и роль Анны Ричардовны в экранизации «Мастера и Маргариты» Бортко: «Это поразительная вещь: один съемочный день, одна маленькая сценка и что-то такой шквал телефонных звонков: мы видели тебя в «Мастере и Маргарите»! Я думала, что никто и не заметит. Там такая история. Вообще, это один из моих самых любимых романов. Я читала его раз десять-двенадцать, наверное, еще столько же раз прочитаю. Когда мне хочется чего-то душевного, я хватаюсь за эту книжку. Честно говоря, есть такие вещи, для постановки которых требуется огромная смелость. Я на что-нибудь глобальное в этом материале, наверное, никогда бы не решилась. Когда мне позвонили по поводу Анны Ричардовны, я даже не вспомнила сначала, что это. А потом с удовольствием согласилась. С Бортко мы уже встречались на «Ментах». И работать мне с ним очень приятно. Он очень спокойный человек, обстоятельный. Чувствуешь мужскую поддержку с его стороны. Сюжет с моим участием снимали один день. Мне надо было плакать на площадке горючими слезами. Сначала мне хотели что-то закапать в глаза. Но Бортко сказал, что Суркова – это актриса, которой ничего не надо капать. И шесть часов я рыдала смертельным ревом».

Закончена работа в двух исторических проектах: 8-серийной драме А. Карелина («Чужое лицо», «Золушка в сапогах») «Фаворит» (по одноименному роману В. Пикуля) и 14-серийном фильме Ю. Кузина «Столыпин». На роль Екатерины II Наталья Станиславовна согласилась с некоторой опаской: «Сначала страшно было браться за нее. Потом как-то успокоилась. Думаю, ну надо так надо. Раз мне предложили, надо постараться. Попробую сделать так, чтобы было интересно». Насколько интересно получилось, зрители смогут оценить уже весной 2006 – показ фильма запланирован на канале ОРТ.

В монтажно-тонировочном периоде находится и современная мелодрама эстонского режиссера Адреаса Пуустусмаа «Красный жемчуг любви», где Наталье Станиславовне отведена роль Александры Евгеньевны. В этой «обычной истории» есть и нелюбимый муж-бизнесмен (Игорь Яцко), и страдающая от одиночества экстремалка-жена (Оксана Фандера). Она очень хочет детей, но не может забеременеть. Она скучает, и от нечего делать или из желания наладить отношения с мужем, она по совету секретарши обращается к бурятскому шаману. Шаман (Юрий Степанов) дает ей талисман – камень «Красный жемчуг Любви», который якобы обладает магической силой притягивать любовь. Талисман нужно все время носить с собой, чтобы он подействовал. С этого все и начинается… Она полюбила Его (Евгений Цыганов). Они ходят в дорогие спортивные клубы, встречаются в загородных отелях. На его Харлее они носятся по улицам Киева. Гонщик выступает в цирке и на авторалли, демонстрируя смертельные номера. Она, затаив дыхание, следит за его выступлениями. Но у жизни свои законы, и Она снова остается одна. Она ждет ребенка от Гонщика… В фильме также заняты И. Рахманова, А. Вертинский и Г. Дрозд. Выход фильма ожидается в конце 2006 года.

От первого лица

О плюсах и минусах сильного характера: Я просто очень требовательно к себе отношусь. Не пытаюсь быть хорошей для всех, потому что считаю это бессмысленным. Не считаю нужным заискивать перед людьми, лебезить. У меня что в любви, то и в дружбе: как правило, все происходит с первого взгляда, то есть «своих» людей я нахожу практически с первой встречи. И обычно это остается либо надолго, либо на всю жизнь. Но настоящих друзей у меня мало. Хотя одинокой себя не чувствую.

О силе партнерства и корове Розе: В первый день я смотрела издалека, как ее доит муж бабы Вали, дядя Вася. На второй день подошла поближе. На третий подбежала, дернула корову за сиську и убежала. На четвертый день я разозлилась. Елки-моталки! Я вожу машину и разбираюсь с сотовым телефоном! Неужели корову сама не подою?! А Роза оказалась чудеснейшей коровой. Под конец она без меня уже не могла, высматривала, когда я принесу соленый хлеб и свежей травы. Потом я вернулась в Питер. А Месхиев побоялся, что за месяц, оставшийся до съемок, я всю деревенскую науку забуду, и отправил меня теперь уже в деревню Раково к бабе Антонине. Тамошняя корова Марта была с характером. Я сказала Месхиеву: «Если ты хочешь, чтобы у тебя в кадре я красиво доила корову, бери напрокат Розу». Розу привезли в Раково, а я снова уехала в Питер играть спектакли. И тут звонит Аня Михалкова: «Наташа, Роза плачет». Тогда уже заплакала я. Оказывается, Роза решила, что ее везут на мясо. Она перестала есть, давать молоко, приготовилась к смерти. Я звонила Михалковой каждые 15 минут, когда через неделю приехала, Роза воспряла духом, а в феврале отелилась.


Другие актеры: