Яковлева Ольга Михайловна

Яковлева Ольга Михайловна
1970 Борис Годунов. Сцены из трагедии - телеспектакль
1971 Марат, Лика, Леонидик - телеспектакль
1972 За все в ответе
1973 Всего несколько слов в честь господина де Мольера
1974 Таня
1975 Страницы журнала Печорина - телеспектакль
1976 Бешеное золото
1977 Отклонение - ноль
1981 Дядюшкин сон - телеспектакль
1983 Месяц в деревне - телеспектакль
2004 Четыре любови
2004 Мангуст-2 - сериал
2006 Плата за любовь
2006 Маяк
2007 Дом на набережной
2007-2008 Тяжелый песок - сериал
2009 Тайны следствия-8 - сериал
2009 Раньше - телеспектакль
Народная артиская РСФСР (1985)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1993)
Лауреат Государственной премии России (1996)
Лауреат премии «Золотая маска» (1996)
Кавалер Ордена Почета «За многолетние заслуги перед Отечеством» (2006)

Начало

Ольга Яковлева родилась 14 марта 1941 года в Тамбове. Ее отец был коммерческим директором на различных заводах, поэтому семья часто переезжала. Мать же работала воспитательницей в детском саду. В детстве Ольга занималась во многих театральных студиях. После окончания Театральной студию при Алма-Атинском ТЮЗе, она получила предложение остаться работать в театре. Но девушка решила добиться большего и отправилась покорять Москву.

Нетто

В 1958 году Ольга Яковлева поступила в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс И. Рапопорта и А. Борисова. Ей шел 18-й год, когда она познакомилась с двадцативосьмилетним Игорем Нетто, выдающимся футболистом, заслуженным мастером спорта, чемпионом Европы и Олимпийских игр, многократным чемпионом СССР.

Ольга Михайловна вспоминает: «Он протянул мне руку и говорит: «Я - Нетто». Я была далека от спорта. По радио, конечно, слышала, что есть футболист с такой фамилией, ну и что? Я ему так и ответила: «Ну и что? А я Яковлева».

Нетто в течение года ухаживал за Ольгой. Как она признается, ухаживал красиво и весело, был всегда корректен и выдержан. Через год Игорь сделал ей предложение, и тут вдруг оказалось, что против этого брака возражают многие. В первую очередь – родители Ольги. Нет, они ничего не имели против самого Игоря, просто считали, что дочери рано связывать себя узами брака. Не были в восторге от выбора Ольги и преподаватели Щукинского училища. На заседании кафедры даже обсуждался вопрос: как объяснить студентке Яковлевой, что не нужно выходить замуж за спортсмена. А тренер Гавриил Дмитриевич Качалин, зная о бескомпромиссном характере Игоря, вообще заявил девушке: «Оля, что вы делаете? Одумайтесь! Зачем?!»

Однако все это никак не повлияло на решение молодых людей. Ольга и Игорь поженились и прожили вместе долгую семейную жизнь. Секрет же их семейного счастья заключался, по мнению самой Ольги Михайловны, в обоюдном внимании.

Ленком

Актерское дарование Ольги Яковлевой проявилось еще в стенах Щукинского училища. На талантливую студентку обратили внимание руководители театра Ленком и заручились ее согласием после окончания учебы перейти к ним в труппу. Позже Ольгу зазывали к себе и Вахтанговский театр, и Театр имени Пушкина, и Театр Сатиры, но она не нарушила своего обещания. Окончив в 1962 году «Щуку» (ее дипломными работами были роли в спектаклях: «Тень» Е.Шварца, «Трехминутный разговор» В.Левидова, «Доходное место» А.Островского, «Щедрый вечер» В.Блажека), Яковлева стала актрисой Ленкома.

Очень скоро молодая актриса разочаровалась в своем выборе. В Ленкоме ей было неинтересно, и спустя чуть больше года она собралась покинуть театр. Именно в этот момент в Ленком пришел новый руководитель - Анатолий Васильевич Эфрос.

Ольга Михайловна вспоминает: «Колеватов, когда водил Анатолия Васильевича по «актерской галерее» в фойе, где были вывешены фотографии актеров, дал мне весьма нелестную характеристику. Подойдя к моему портрету, он сказал: «Вот эта артистка - жена знаменитого футболиста. Она очень капризна, очень болезненна. Скучно ей в театре. Собирается уходить». Анатолий Васильевич тогда сказал Колеватову: «У этой девочки опущены углы рта - это предвещает ей драматическую судьбу»…

С момента прихода Эфроса в Ленком вся дальнейшая творческая судьба актрисы была неразрывно связана с этим режиссером. Эфрос в полной мере раскрыл все лучшие актерские качества Ольги Яковлевой. С первых же их совместных работ она приобрела широкую известность. Нина из чеховской «Чайки», Арманда Бежар из булгаковского «Мольера», Лика из спектакля «Мой бедный Марат» - эти и другие работы актрисы вошли в золотой фонд отечественного театра.

Театр на Малой Бронной

Спектакли Анатолия Эфроса, поставленные по актуальной, современной драматургии Радзинского, Арбузова, Розова, пришлись не по душе «наверху». И в 1967 году Эфрос был отстранен от руководства Ленкомом. Режиссер перешел в Театр на Малой Бронной, а вслед за ним ушла и Ольга Яковлева.

На сцене Театра на Малой Бронной Эфросом были созданы лучшие его спектакли, и главные роли в них исполнила Яковлева. Среди ее работ тех лет: «Три сестры» (Маша), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна), «Лето и дым» (Альма), «Веранда в лесу» (Светлана), «Директор театра» (Анна Чудакова), «Наполеон Первый» (Жозефина), «Дорога» (Коробочка), «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Отелло» (Дездемона) и многие другие.

Вот как отзывался о творчестве актрисы драматург Виталий Вульф: «До сих пор помню, как Ольга Яковлева играла Ирину в чеховских «Трех сестрах», как она молча сидела, свернувшись в комочек, или молча стояла, опершись о стену. Это было почти 35 лет тому назад, она выглядела совсем молоденькой девочкой, но уже тогда умела по-женски страдать и тосковать о несбыточном. Было очевидно, что на сцене большая актриса. Уже тогда в ее благословенных созданиях оставался подтекст удивительной боли о неслучившемся, о прошлом».

Кино. 70-е годы

В начале 70-х состоялся дебют Ольги Яковлевой на киноэкране – она сыграла журналистку Агнию Шабину в картине Георгия Натансона «За все в ответе». Но по-настоящему «открыл» Яковлеву как киноактрису все тот же Анатолий Эфрос. В 1974 году режиссер экранизировал пьесу Алексея Арбузова «Таня», где она исполнила главную роль. Вот как писал о работе Яковлевой журнал «Советский Экран»: «Ольга Яковлева в «Тане» именно та, какой ее знают по спектаклям Театра на Малой Бронной и совсем не знают по кино: до сих пор она снималась удручающе, будто в работе с другими режиссерами ей отказывало все: и ее легчайшая, стремительная возбудимость, и точность ее парадоксальных ходов, и весь душевный аппарат ее единственной в своем роде актерской личности. Яковлева не играет женский тип тридцатых годов (про это вообще надо забыть, и забыть про рационально бодрое развитие сюжета - как Таня освобождается от плена любви, потом от плена столь же самопоглощенного материнства и от плена иссушающего, аскетического труда, чтобы превратиться в гармоническую женщину образца нашего, тридцать пятого года). Яковлева играет характер-мир — чудаческую и внутри себя совершенную систему души, замкнутую, как принято говорить, «на себя». Предметом фильма становится вовсе не то, что Таня стремится найти себя, уйдя от Германа: это скорее история того, как Таня пробует уйти сама от себя, но столько даже от любви, которой одержима, но от собственной природы - постоянно и страдальчески капризной…».

В целом же Ольга Яковлева не баловала кинематограф своим присутствием, отдавая предпочтение работе в театре. Среди редких работ актрисы на экране: Эдит Парсонс в остросюжетной ленте «Бешеное золото», Люся в фильме «Отклонение – ноль». Периодически зрители могли видеть Ольгу Яковлеву в телеспектаклях: «Страницы журнала Печорина» (Вера), «Дядюшкин сон» (Прасковья Ильинишна), «Месяц в деревне» (Наталья Петровна) и др.

С Эфросом до последних дней

В 1984 году Ольга Яковлева вслед за Анатолием Эфросом перешла в Театр на Таганке. На новом месте Эфрос заменил Юрия Любимова и там самым оказался втянутым в интриги и политические игры. Часть коллектива не приняла нового главного режиссера, стараясь всячески саботировать его работу. Тем не менее, через огромное сопротивление Эфросом были поставлены спектакли, в которых опять же на главных ролях была задействована Ольга Яковлева. Это: «На дне» Максима Горького (Настя), «Прекрасное воскресенье для пикника» Уильямса (Боди), «Мизантроп» Мольера (Селимена).

13 января 1987 Анатолий Эфрос скончался от инфаркта. После его смерти Ольга Яковлева уехала во Францию, где жила и работала до 1991 года.

Возвращение

В 1991 году Ольга Яковлева вернулась в Москву. По приглашению А. Гончарова она вошла в труппу Театра имени Вл. Маяковского. Здесь актриса проработала до 2004 года, сыграв такие роли, как: Жозефина в спектакле «Наполеон Первый» (Ф. Брукнер, реж. Т. Казакова), Мириам в спектакле «В баре токийского отеля» (Т. Уильяме, реж. А. Шапиро), Теодора Фельт в спектакле «Спуск с горы Морган» (А. Миллер, реж. Л. Хейфец).

Параллельно, как приглашенная актриса, Ольга Яковлева принимала участие в проектах Театра п/у О. Табакова («Последние», реж. Е. Каменькович, роль - Софья; «Любовные письма», реж. А. Шапиро, роль - Мелисса Гарднер) и Театра «Школа современной пьесы» («Без зеркал», реж. И. Райхельгауз, роль Анна).

С 2004 года Ольга Яковлева выступает на сцене МХТ им. А. Чехова. Она занята в спектаклях: «Кабала святош» (М. Булгаков, реж. А. Шапиро, роль - Мадлена), «Немного нежности» (А. Николаи, реж. А. Кац, роль – Ноэми), «Кошки-мышки» (И. Эркень, реж. К. Еремин, роль – Гиза), «Сенная лихорадка» (Н. Коуэлл, реж. А. Марин, роль - Джудит Блисс).

Кино в новом веке

В последние годы Ольга Яковлева вновь появляется на киноэкране. Она снялась в фильмах и сериалах: «Четыре любови» (Любовь), «Плата за любовь» (Анна Прокофьевна), «Дом на набережной» (Дина Абажур), «Тяжелый песок» (Ольга Львовна) и др.


Другие актеры: