Караченцов Николай Петрович

Караченцов Николай Петрович
1968 И снова май
1970 Красная площадь
1974 Моя судьба
1974 Одиножды один
1974 Пир во время чумы
1975 Старший сын
1976 Длинное, длинное дело
1976 Сентиментальный роман
1977 12 стульев
1977 Миг удачи
1977 Собака на сене
1977 Солдаты свободы
1978 Короли и капуста
1978 Ошибки юности
1978 Пока безумствует мечта
1978 Ярославна, королева Франции
1979 Приключения Электроника
1979 Следствие ведут знатоки. Дело N14. Подпасок с огурцом
1979 Соловей
1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон
1980 Благочестивая Марта
1980 Дамы приглашают кавалеров
1981 Товарищ Иннокентий
1982 Ослиная шкура
1982 Остров сокровищ
1982 Пространство для маневра
1982 Трест, который лопнул
1983 Белые росы
1983 Детский сад
1983 Долгая дорога к себе
1983 Дом, который построил Свифт
1984 Восемь дней надежды
1984 Маленькое одолжение
1984 Прежде, чем расстаться
1985 Батальоны просят огня
1985 Воскресный папа - вокал
1985 Как стать счастливым
1985 Контракт века
1985 Опасно для жизни! - вокал
1986 Кто войдет в последний вагон...
1986 Нужные люди
1986 Очная ставка
1987 Моонзунд
1987 Среда обитания
1987 Человек с бульвара Капуцинов
1988 Мисс миллионерша
1988 Раз, два - горе не беда!
1989 Две стрелы. Детектив каменного века
1989 Дежа Вю
1989 Криминальный квартет
1989 Светлая личность
1990 Ловушка для одинокого мужчины
1990 Подземелье ведьм
1991 Дура
1991 Женщина для всех
1991 И черт с нами!
1991 Исчадье ада - вокал
1991 Чокнутые
1992 А вот и я...
1992 Убийство в Саншайн Менор
1992 Удачи Вам, господа!
1993 Аукцион
1993 Наш пострел везде поспел
1993 Танго на Дворцовой площади
1994 Простодушный
1998 Развязка Петербургских тайн
1998 Цирк сгорел, и клоуны разбежались
1999 Optimus Mundus - озвучание роли
1999 Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского
2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе
2000 Игра в любовь
2000 Тайны дворцовых переворотов
2001 Идеальная пара
2001 На углу, у Патриарших -2
2003 Фото
2003 Тартарен из Тараскона
2004 Любовь одна любовь
2004 Па
Народный артист РСФСР (1989)

Детство и юность

Биография Караченцова внешне не примечательна громкими событиями. Коренной москвич, закончивший спортивную школу, он решил стать актером. Его мать была балетмейстером-постановщиком, отец - художником-графиком, много лет проработавшим в журнале "Огонек", следовательно, некие гены искусства были в нем заложены от рождения. Но даже скупой перечень сделанного актером Караченцовым впечатляет своим количеством и масштабами. Кроме множества театральных работ, нужно упомянуть более чем сто фильмов, причем актер играл в основном главные роли.

Театр

В 1963 году Караченцев поступил в Школу-студию имени В.И. Немировича-Данченко при МХАТе, которую и закончил с отличием. В числе десяти лучших выпускников был направлен по распределению в театр Ленинского комсомола. Связав свою творческую судьбу с Ленкомом, актер остался ему верен и по сей день. Здесь он сыграл во множестве спектаклей. За тридцать с лишним лет творческой деятельности Караченцов не только добился любви и признания зрителей, но и по праву обрел статус одного из ведущих актеров современности. Поэтому спектакли с его участием идут с завидными аншлагами.

Известность Караченцову принес спектакль "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (две роли в музыкальной версии поэтической драмы Пабло Неруды). В театре основной партнершей Караченцова чаще других бывает Инна Сурикова, вместе с которой они сыграли множество блестящих дуэтов, в частности, в таких спектаклях, как "Сорри" и "Тиль" (роль Тиля Уленшпигеля). М. Захаров часто использует этот дуэт для создания спектаклей на двоих, где сила темперамента каждого актера дополняет оттенки роли другого. Великолепна и работа Караченцова в спектакле "Юнона и Авось" (роль графа Николая Резанова, рок-опера Алексея Рыбникова по поэме Андрея Вознесенского), который пятнадцать лет подряд идет с аншлагами. Здесь его партнершей часто была другая известная актриса - Е. Шанина.

Захаров привлекал его к участию во многих современных спектаклях, в том числе в современной пьесе "Жестокие игры" (роль Миши Земцова) и в историко-революционной "Оптимистической трагедии" (роль Алексея). Последней постановкой в театре, в которой участвует Караченцов, стал спектакль "Чешское фото". Он был поставлен А. Галиным, которого специально пригласили для этой работы. Партнером же Караченцова в этом спектакле является А. Калягин.

Кино

Активно сниматься в кино актер начал только после триумфа "Тиля". Сам Захаров не использовал Караченцова в своих экранных работах, за исключением небольших ролей в телевизионных лентах "Двенадцать стульев" (1977) и "Дом, который построил Свифт" (1982). Тем не менее, уже в начале своей кинокарьеры Караченцов сыграл одну из лучших своих ролей - Бусыгина в экранизации пьесы Александра Вампилова "Старший сын" (1975). Безудержность во всем, исполнительская щедрость красок отличает многие роли Караченцова.

Караченцов прекрасно ездит на коне и фехтует. Ну, а в драках актер просто неотразим, что он доказал, снимаясь в фильмах "Приключения Электроника" и "Человек с бульвара Капуцинов". Не случайно, что в фильме "Один за всех", который зрители увидели в 1986 году, он сыграл без дублера.

Караченцов, как театральный актер, с успехом играет и в костюмных фильмах. Многие зрители помнят его смешного и самодовольного маркиза Рикардо в известном фильме "Собака на сене", в котором он снялся еще в 1977 году, на следующий год Караченцов с таким же успехом сыграл новую костюмную роль Злата в картине "Ярославна, королева Франции", а уже в 1997 году снялся в роли Петра I в фильме "Тайны дворцовых переворотов".

С режиссером Владимиром Бортко актер работал над эксцентрической комедией "Удачи вам, господа!" (1992) и отчасти исповедальным фильмом "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" (1998).

В конце 1990-х годов Караченцов снимался сериалах ("Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского").

Его можно считать ярко выраженным характерным актером, который одинаково владеет и трагедийными, и комедийными приемами. Особый профессионализм, выработанный прежде всего многолетней театральной практикой, позволяет ему уверенно чувствовать себя в самых сложных или неординарных сценах.

Правда, сам Караченцов хотел бы, чтобы его называли универсальным актером, и поэтому постоянно стремится расширять свой репертуар. Пока же режиссеры больше воспринимают его как актера двух направлений - социально-психологического или комедийно-гротескно-музыкального плана. В этих амплуа актера в основном и снимают. Иногда возникают и роли героя-любовника.

Хобби. Музыка

Поскольку игра актера требует не только психологической, но и физической выносливости, Николай Караченцов старается поддерживать физическую форму и занимается спортом. Какое-то время он серьезно занимался прыжками в воду, а лет двадцать назад увлекся теннисом. Несмотря на жесткое отношение к себе и своим привычкам, он продолжает много курить. Вероятно, так легче снимаются стрессы, которым так подвержены актеры.

Актер работал также на дублировании зарубежных фильмов, в частности озвучивал на русском языке озвучил роли Бельмондо.

Другим увлечением Караченцова долгое время было пение. Когда стал проводиться фестиваль актерской песни имени Андрея Миронова, Караченцов не только вошел в его жюри, но стал также исполнять песни для широкой аудитории. Его немного хрипловатый, но необычайно выразительный голос легко запоминается и становится своеобразной визитной карточкой фильмов, в которых он поет и играет, - "Трест, который лопнул" (1982), "Батальоны просят огня" (1984), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) и другие.

Караченцов уже подготовил несколько дисков, в первом он исполнил песни Ю. Массина, во втором - песни на стихи И. Резника, а музыку написал М. Дунаевский. Чтобы записать последний диск, Караченцов даже ездил в Америку, чтобы ничто не отвлекало его от работы.

Личная жизнь

Семейная жизнь Караченцова сложилась достаточно благополучно. Вот уже двадцать лет он женат на актрисе Людмиле Поргиной, с которой познакомился в театре "Ленком". В настоящее время она ведущая актриса театра, заслуженная артистка России, играет разнообразные и интересные роли - «Казанскую Божию Матерь» в «Юноне» и «Авось», Полину Андреевну в «Чайке» и Головкину в «Шуте Балакиреве» - спектакле, получившем Госпремию.

Сын Андрей окончил на факультет международного права МГИМО. Караченцов не является сторонником актерских династий и считает, что у каждого свой путь в жизни. А еще лучше, если он будет проходить без родительской опеки.

Николай Караченцов легко входит в компанию, поскольку обладает большой коммуникабельностью, может и пошутить, и подбодрить товарищей в нужный момент. Правда, актерские тусовки его не привлекают.

По сравнению с тем, насколько требователен Караченцов к своему творчеству, в быту он непритязателен. В поездках по разным странам мира ему приходилось пробовать самые изысканные блюда, и тем не менее он отдает предпочтение блюдам своей молодости - котлетам за семь копеек, килькам в томате или макаронам по-флотски. Так что гурманом его никак не назовешь.

Такое же отношение у актера сложилось и к стилю своей одежды. Он его выбрал давно и с тех пор не меняет. Кроме того, его стиль продиктован самим образом жизни актера - стремительным перемещением с одной сценической площадки на другую, из студии в театр. Поэтому Караченцов предпочитает носить джинсовую одежду.


Другие актеры: