Тенин Борис Михайлович

Тенин Борис Михайлович
1928 Кружева
1931 Златые горы
1932 Изящная жизнь
1932 Встречный
1934 Песня о счастье
1935 Флаг стадиона
1935 Вражьи тропы
1936 Бесприданница
1937 Шахтеры
1937 Тайга золотая
1938 Человек с ружьём
1940 Яков Свердлов
1942 Швейк готовится к бою
1942 Боевой киносборник "Лесные братья"
1943 Новые похождения Швейка
1943 Лермонтов
1945 Здравствуй, Москва!
1947 Русский вопрос
1949 Падение Берлина
1949 Алитет уходит в горы
1951 Пржевальский
1953 Великий воин Албании Скандербег / Skenderbeu (Албания-СССР)
1954 Об этом забывать нельзя
1955 Фонтан - короткометражный
1955 Нестерка
1955 За витриной универмага
1956 За власть Советов
1960 Драма - короткометражный
1962 Яблоко раздора
1967 Сизиф и смерть - фильм-спектакль
1968 Гибель "Эппи Нийбур" - фильм-спектакль
1969 Актриса - фильм-спектакль
1970 Дело мертвого тигра - фильм-спектакль
1971 Смерть Сесили - фильм-спектакль
1971 Золотая карета - фильм-спектакль
1973 Райские яблочки
1973 Мегрэ и человек на скамейке - фильм-спектакль
1974 Мегрэ и старая дама - фильм-спектакль
1978 Старомодная комедия - фильм-спектакль
1979 Следствие ведут Знатоки
1982 Мегрэ колеблется - фильм-спектакль
1986 Жизнь Клима Самгина - фильм-спектакль
1987 Вспомним, товарищ
Народный артист СССР (22.10.1981)
Лауреат Государственной премии СССР (1948, за роль Мерфи в фильме «Русский вопрос»)

Детство

Борис Тенин родился 23 марта 1905 года в городе Кузнецке Пензенской губернии, в семье железнодорожного телеграфиста Михаила Герасимовича Тенина. Борису было восемь месяцев, когда отца как политически неблагонадежного перевели вместе с семьей в Тулу. Чуть позже Михаила Герасимовича за участие в забастовках сослали на Кавказ, и семью он теперь мог навещать лишь по большим праздникам.

Мама Александра Павловна работала акушеркой и была занята круглый день, так что рос юный Борис без присмотра. В школе он учился неважно, зато с удовольствием посещал детские спектакли-утренники. Уже во втором классе он блистательно сыграл Митрофанушку в «Недоросле», после чего его окрестили «будущим артистом». А когда его спрашивали, какие роли он будет в будущем играть, то отвечал: «Комические!».

Учеба

Октябрьская революция кардинально изменила жизнь семейства Тениных. Отец Михаил Герасимович вступил в 1917 году в партию большевиков и был переведен на партийную работу в Москву. Вместе с ним в 1919 году в столицу перебралась и его семья. Юный Борис, давно уже грезивший сценой, благополучно сдал экзамены и был зачислен в рабочую драматическую студию Бутырского Совета рабочих депутатов, которой руководил известный русский трагик Евгений Алексеевич Петров-Краевский, исполнитель роли Стеньки Разина в одноименном фильме. Впрочем, поучиться у Петрова-Краевского Борису не удалось – осенью того же года студию распустили: в Москве была нехватка дров и холодное помещение нечем было топить.

Борис Тенин не отчаялся и отправился штурмовать другие театральные студии. Подростка (Борису тогда шел пятнадцатый год) приняли в Художественно-просветительный союз рабочих организаций. Здесь он тоже долго не задержался и в 1920 году поступил в Государственный институт музыкальной драмы (ГИМДР) по классу А. Зонова. В годы учебы юный актер принимал участие в спектаклях студенческого коллектива ГИМДР «Как он был редактором» по Марку Твену (старый подписчик) и «Кандида» Бернарда Шоу (Марчбэнкс). Одновременно Тенин работал в труппе Вольного театра, возглавляемого Всеволодом Мейерхольдом. В 1922 году Борис сыграл роль слуги в постановке Мейерхольда «Мистерия-буфф» (по знаменитой пьесе Владимира Маяковского).

«Комедианты», «синеблузники»

В 1924 году Борис Тенин окончил ГИМДР (к тому времени переименованный в Институт театрального искусства) и пришел в театральный коллектив «Комедианты». Вместе с труппой Борис тут же отправился на гастроли, во время которых показал себя интересным и очень разносторонним актером. Тенин играл практически во всех постановках коллектива: «Спартак» Волькенштейна (Претор Красс), «Лес» Островского (Восмибратов), «Яма» Куприна (Ванька-Встанька), «Коварство и любовь» Шиллера (Вурм), «Трактирщица» Карло Гольдони (граф д`Альбафьорита), «Соломенная шляпка» Лобиша (Тардиво), «Вторая молодость» Невежина (Купавин), «Оболтусы и ветрогоны» Пржебыльского (Житов) и многих других.

В том же году, вернувшись в столицу, Борис Тенин перешел в коллектив «синеблузников» «Красная гармошка», спектакли которого представляли собой злободневные агитки, состоящие из скетчей, пародий, куплетов, фельетонов. Там он проработал до 1927 года.

Поиски

В поисках более серьезного применения своим способностям, Борис Тенин еще в 1925 году обращался к Мейерхольду. Его приняли в труппу, но радости актеру это не принесло. Долгие месяцы он ждал роли. Наконец, ему доверили сыграть Твайфта в «Д.Е.» по И. Эренбургу, поставив в рамки слепого копирования режиссерской воли. Это было совсем не в характере Тенина, который с молодых лет отстаивал право на творческую самостоятельность, и он ушел от Мейерхольда.

В 1927 году Борис Тенин оказывается в Московском театре современной буффонады. Он сыграл Папашу в спектакле «Королева ошиблась», Чубчика во «Вредном элементе», Степана в «Женитьбе» Курортника в «Солистке Его Величества».

С 1929 по 1933 год Тенин являлся актером театрально-эстрадного коллектива «Театр обозрений» при Доме печати (впоследствии - Дом журналиста на Суворовском бульваре). Среди его работ на той сцене: Гожибюс в спектакле «Тщетные огорчения» (по Мольеру), Емельян в «Емельяне Черноземном» Валентина Катаева, Китаец в спектакле «Со своей колокольни» (пародия на мхатовский спектакль «Бронепоезд 14-69»). А в постановке «Опустите занавес» (по Н. Адуеву) актер был занят в пяти ролях.

Мюзик-холл. Первый брак

Очередным этапом в карьере Бориса Тенина стал московский эстрадный театр Мюзик-холл, куда он перешел в 1932 году. Актер играл там в спектаклях: «Артисты варьете» (Клоун Боцо), «Под куполом цирка» (Мартынов), «Севильский обольститель» (Слуга Пастрано), «Как 14-я дивизия в рай шла» (Кашевар), «Святыня брака» (Мюзерель) и др.

Актрисой этого театра являлась очаровательная женщина Ольга Иванова, жена кинорежиссера Григория Александрова, прославившегося позже такими фильмами, как «Цирк», «Волга-Волга» и др. Александров и Иванова встретились еще в начале 20-х, в 1925-м у них родился сын Дуглас. В 1929 году Александров вместе с Эйзенштейном был направлен в Европу и США в целях пропаганды советского кинематографа. В его отсутствие Ольга сблизилась с Борисом Тениным. Когда Александров в 1932 году вернулся из Америки и узнал об этом, то развелся с ней. Ольга вышла замуж за Бориса Тенина.

Дальнейшая судьба Ольги Ивановой сложилась трагически. В 41-м году, рожая второго ребенка, она умерла.

Кино. Начало карьеры

Впервые на экране Борис Тенин появился в 1928 году. Молодой режиссер Сергей Юткевич пригласил его на роль завклубом в фильм «Кружева», рассказывающий о жизни рабочей молодежи 20-х годов. Надо сказать, что сам Тенин посчитал свой дебют неудачным, но это не оттолкнуло его от кинематографа. В 30-е годы он сыграл ряд ролей, среди которых были: матрос Фрэд в комедии «Изящная жизнь», кочегар Вихрастый в производственной ленте «Златые горы», секретарь парткома Василий Васильевич в драме «Встречный», Василий Данилыч Вожеватов в драме «Бесприданница». А всесоюзную известность актеру принесла роль солдата-окопника Ивана Шадрина в знаменитой ленте Сергея Юткевича «Человек с ружьем». Сцена, когда его герой с винтовкой и чайником безуспешно ходит по Смольному в поисках кипятка и натыкается на Ленина, стала просто легендарной.

В годы войны советские кинематографисты ставили фильмы, которые должны были поднять дух нашего народа. В ряду антифашистских лент были и истории о похождениях бравого солдата Швейка: «Швейк готовится к бою» (1942) и «Новые похождения Швейка» (1943). Борис Тенин сыграл в них роль самого Швейка, который успешно водит за нос фашистов.

Тенин и Сухаревская

С 1937 по 1946 год Борис Тенин служил в Ленинградском театре Комедии. Он принимал участие в спектаклях: «Терентий Иванович» (Сухарев), «Весенний смотр» (Страхов), «Двенадцатая ночь» (Тоби Бэлч), «Опасный поворот» (Стентон), «Малыш» (Огюстен), «Тень» (людоед Пьетро), «Преступление в улице Лурсен» (Ляглюме), «Похищение Европы» (Жермон), «Питомцы славы» (поручик Ржевский), «Дорога в Нью-Йорк» (Питер Уорн), «Лев Гурыч Синичкин» (Синичкин) и других.

В стенах Театра Комедии Борис Тенин встретил свою любовь в лице актрисы Лидии Сухаревской. В дальнейшем всю оставшуюся жизнь они шли вместе, рука об руку. Тенин и Сухаревская составляли удивительную пару, в которой каждый – талантливая личность. Талантливые и своеобразные, они не затмевали, а органично дополняли друг друга. Их главным принципом было: «Мы не быдло, мы актеры». Стремясь к творческой свободе, они не боялись менять театры, что для советского времени было делом просто немыслимым. Уходили Тенин и Сухаревская всегда вместе, не жалея ни о чем.

Дальнейший творческий путь Бориса Тенина складывался так. 1946 -1955 годы - Театр-студия киноактера. Роли: Лишев в спектакле «За тех, кто в море», Боб Мерфи в «Русском вопросе», Пигалкин в «Софье Ковалевской», Потемкин во «Флаге адмирала», Прокофий в «Смерти Пазухина».

1955-1962 годы - Московский театр сатиры. Роли: Чуб в постановке «Ночь перед рождеством», Наважин во «Вредном элементе», Печеный в спектакле «Республика на колесах», Педро Лангара в спектакле «Человек с того света», Джордж Крофтс в спектакле «Профессия миссис Уоррен», Крутицкий в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», Коваль в «Яблоке раздора», Капиан Шатовер в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» и др.

1962 – 1973 годы - Московский драматический театр на Малой Бронной. Роли: Отец в постановке «Мать» по Карелу Чапеку, Питер Калишер в «Мятеже неизвестных», Альфред Илл в «Визите старой дамы», Академик Щеглов в спектакле «Беспокойный юбиляр», Березкин в «Золотой карете», Балясников в «Сказках старого Арбата» и др.

С 1974 года и до конца жизни - Академический театр имени Владимира Маяковского…

Работы Бориса Михайловича в театре всегда отличались высоким мастерством. Начиная в юности с ролей в стиле буффонады и гротеска, актер в зрелые годы перешел на социальные и драматические роли. Знавшая его хорошо актриса Вера Аросева так отзывалась о Борисе Михайловиче: «Он был артист, он работяга был. Он, в хорошем смысле слова, ремесло знал». Очень часто Тенин выступал на сцене вместе с Сухаревской. Их дуэт был бесподобен, а последняя работа этих блестящих актеров - «Старомодная комедия» в Маяковке – вошла в театральную антологию.

Кино. 50-е, 60-е, 70-е

Киноэкран Борис Тенин не часто баловал своим присутствием. Среди наиболее известных работ актера в 50-е – 60-е годы можно отметить: следователя Марьяна Максимовича в детективе «Об этом забывать нельзя», Нестерку в одноименном приключенческом фильме, гвардии полковника в отставке Лариона Ивановича Коваля в комедии «Яблоко раздора». Впрочем, эти роли сегодня мало, о чем говорят зрителю.

Гораздо более интересными были работы Бориса Михайловича в фильмах-спектаклях. В первую очередь это касается комиссара Мегрэ - роль, ставшую визитной карточкой актера. В образе мудрого, проницательного сыщика Борис Тенин появлялся в 70-е годы в «Смерти Сесили», «Мегрэ и человек на скамейке», «Мегрэ и старая дама», «Мегрэ колеблется».

Вместе…

Как уже говорилось, Борис Тенин и Лидия Сухаревская вместе шли по жизни. Так случилось, что и ушли они практически вместе. Борис Михайлович скончался в Москве 8 сентября 1990 года, а в октябре 91-го не стало и Лидии Петровны.


Другие актеры: